ОМКФ, день пятый: черно-белая любовь и трагедия в Карпатах
Сегодня на ОМКФ показывают только красивое кино, причем одно из них – работа украинского режиссера Виктории Трофименко – Брати. Остання сповідь.
По прогнозу погоды сегодня в Одессе должен быть дождь, поэтому, прежде чем выйти из номера, беру с собой дождевик и надеваю джинсы. В этот момент я еще не знала, что польет только поздно вечером, да и то, пока я буду на фильме.
К 11 еду в кинотеатр Родина на Волшебную девочку/Magical girl испанца Карлоса Вермута. Название симпатичное, содержание трагическое, но результат оказывается намного жестче аннотации.
Во-первых, больной раком ребенок – это всегда трагедия, которая во всех фильмах обречена на грустный финал. Во-вторых, доведенный до отчаяния отец, который вообще-то приличный человек, бывший учитель литературы. Ну и в-третьих – красивая тронутая женщина, жертва своего темного прошлого. Картина уже успела получить два приза на кинофестивале Сан-Себастьян и премию Гойя за Лучшую женскую роль.
Безработный отец, Луис, больной лейкемией 12-летней Алисии находит дневник своей дочери, где она написала всего лишь три заветных желания. И одно из них платье ее любимой героини из японского мультика. Вот только стоит оно почти 7000 евро. Но Луиса это не останавливает, и он решает во что бы то ни стало раздобыть эту сумму. Мужчина случайно знакомится с Барбарой, красивой брюнеткой с психическими проблемами и состоятельным мужем психиатром. Они проводят ночь вместе, и Луис начинает шантажировать Барбару записью ее измены и просит дать ему семь тысяч. Но поскольку барышня иждивенка, то деньги ей приходится добыть самостоятельно. В прошлой жизни Барбара работала бдсм-проституткой.
На показе за мной сидела молодая женщина с маленьким мальчик лет 6-7. Видно их прельстило название картины. Но уже полчаса спустя она ему строго сказала «Пойдем», схватила за руку и вывела из зала. Минут через 7-8 вернулась уже сама.
После фильма еду в фестивальный дворец, чтобы забрать билеты, и встречаю там свою соседку. Она только после интервью с Евой Нейман. И ей срочно нужно выпить. Несмотря на все наши планы толково отобедать, я возвращаюсь на показ в Родину все же голодная. И вот теперь привет Привоз. Персики, помидоры и немного фалафеля в лаваше – вот он, сытный обед одесского киномана. Есть приходиться на парапете за кинотеатром. Зато теперь там под лестницей живет кошка. В большой коробке-домике с очень разнообразным меню, которое заботливо пополняют работники кинотеатра. Услышав, как я шурудю пакетами, худющая трехцветная киса уже сидит рядом со мной и заглядывает в рот. Все мои попытки объяснить ей, что фалафель она вряд ли станет есть, оказались безуспешными, поэтому даю ей кусок, чтобы сама убедилась. В ту же секунду усатая теряет ко мне всякий интерес. Еще минут через пять я вижу в коробке спящих пушистых кошкиных детей с розовыми лапами. Теперь понятно, почему она похожа на выжатый лимон.
У меня, конечно, котят нет, но чувство «выжатости» подступает, поэтому первые минут десять очень красивого французского фильма Астрагал/ L'astragale у меня происходит борьба с верхними веками, которые упорно закрывают мне глаза.
Повторюсь, что фильм очень красивый, черно-белый. Но этот какая-то теплая монохромность, которая как бы затягивает тебя в экран. Вопреки моему предвзятому отношению к французскому кино, режиссер Брижит Си меняет его в лучшую сторону. Свой фильм она решила снимать после того, как прочла автобиографическую книгу Альбертины Сарразен Меня зовут Астрагаль. Это история 19-летней девушки, которая в 1957 г. при побеге из тюрьмы спрыгнула с 9-метрового забора и сломала ногу. Астрагал – это надпяточная, таранная кость. Не в силах идти она доползла до дороги, где ее подобрал Жульен, мелкий жулик. Он помог ей вылечить ногу, сделать поддельные документы и дал временное убежище. Альбертина просто не могла не влюбиться в своего спасителя. А вот он ничего серьезного к девушке не испытывал. Чтобы ее никто не узнал, героиня ходила в парике, а деньги зарабатывала, продавая свое тело. И все ждала, когда же Жульен ее полюбит. И он полюбил, но полиция нашла ее раньше.
В жизни Альбертина таки вышла замуж за своего Жульена, только это было уже в тюрьме. После освобождения она и написала свою успешную книгу, но в 29 лет из-за врачебной ошибки Альбертина умерла.
В отличие от своей ровесницы я еще жива, прежде всего, благодаря кофе и съеденному наполеону. И снова еду в Родину смотреть украинский фильм в программе Гала-премьеры Браті. Остання сповідь.
Народу в зале не очень много. Часть киноманов отсеялась на футбол. Сегодня Черноморце играют киевское Динамо против донецкого Шахтера за Кубок Украины. Мою соседку позвали смотреть матч прямо на стадион, и она шлет мне смски с комментариями об игре. А я заворожено смотрю на заснеженные Карпаты.
Несмотря на позднее время сеанса, сна у меня ни в одном глазу, поэтому я грызу персик и внимательно слежу за происходящим на экране. Виктория Трофименко прочла шведский бестселлер Торгни Линдгрена Шмелиный мед и решила перенести этот сюжет в Украину. В небольшой поселок среди карпатских гор приезжает писательница, женщина средних лет, чтобы читать в местной церкви лекции о святых и юродивых. Сама она пишет книгу о святом Христофоре. Ее пускает к себе переночевать старый гуцул Войтко, который вот уже сорок лет враждует со своим родным братом Станиславом, живущим по соседству. Каждый из них ждет не дождется смерти другого, чтобы выиграть. Героиня, помогая обоим обустроить их быт, потихоньку узнает тайну семейной войны. Все началось с того, что оба брата любили одну женщину.
Сюжет, красивая картинка и интересные персонажи – все в этом фильме радует мою зрительскую ненасытность. Очень жаль, что Братья не попали в конкурсную программу. Дело в том, что по регламенту ОМКФ участвовать в конкурсе могут фильмы, вышедшие после 1 января 2014 г. А в этой картине стоит копирайт 2013 г. Эх, у нее было бы много шансов. Чего не скажешь о Динамо, которое в самый последний момент продуло Шахтеру. Соседка прислала грустное сообщение.
Выходила из кинотеатра я уже в начале первого. Специфика вызова одесского такси в программе Уклон заключается в том, что без предупреждения в самый последний момент водитель отказывается от заказа. А идти одной пешком на 9-ую станцию Фонтанской дороги мне никак не хочется. И о чудо. Перед Родиной стоят фестивальные машины для почетных гостей. Одна из них оказывается практически пуста, и добрейший Алик Шпилюк предлагает кого-то подвезти в Отраду из стоящих на крыльце. В последний момент я подбегаю к машине, и благородные мужчины подвозят меня к отелю. Счастливая я крашу ногти и ложусь спать.