Восемь флешбэков с Koktebel Jazz Festival 2014
ПУНКТ
По понятным причинам фест сменил прописку. В связи с переездом из «материнского» крымского Коктебеля под Одессу, в поселок Затока, было много опасений. Организаторы оставили за собой зарегистрированное название, творческий подход, но насколько адекватной оказалась замена легендарной набережной на новое неизведанное большинством место?
Конечно, у Коктебеля свои прелести, однако Затока – очень милая и удобная локация. Добираться из Киева сюда куда проще и быстрее. Особенно на машине: шесть часов. Сама Затока, вернее та ее часть возле ж/д станции «Лиманская», где происходят события, точка совсем небольшая. Буквально пара перекрестков трех курортных улиц и два десятка пансионатов, гостиниц вокруг. Уютно и легко. Все рядом. Здесь нет налета крупного «заматеревшего» курорта и утомительного гомона, как в том же Коктебеле, зато - теплый полупровинциальный шарм и моментально схватываемая логистика. При этом вполне развитая инфраструктура.
УДОБСТВА
Полно приятных кафешек с еще более приятным персоналом. Не разбалованным. В начале-середине сентября обычно в Затоке уже почти пусто, а тут столько гостей приехало – местные не могли нарадоваться. Цены очень умеренные, уж точно не крымские. До любого из отелей или домиков считанные минуты. Кофту на вечер-ночь можно с собой полдня не таскать, как в минувшие годы. Вернуться просто.
Почти везде, по сути, первая линия. Переодеваешься прямо в номере на пляж. Они здесь песчаные, чистые и, главное, широченные. О-о-чень широкие. На ЮБК таких не видел. В Дубае видел. Начальные 20 метров моря - неглубоко, можно с детьми.
ЛЮДИ, ДУХ
Вообще, публика качественно не поменялась. Снова красивые и знакомые лица. Киев превалирует. Без россиян и ушлых аборигенов. В первый день нам показалось, что слишком много милиции. Активной, проверяющей. Как выяснилось, одесские власти настояли, мол, мало ли кто посещает такие арт-сборы. Дальше парни в форме успокоились, увидев раскрепощенных, приличных и взрослых людей. Только визитеров меньше, само собой, в 2014-м. Отсюда: атмосфера получилась старая-новая. С одной стороны вроде бы прежняя, с другой - более интимная.
ПОДМОСТКИ
Главная сцена, Nu Jazz Stage, как и раньше, прямо у моря (в конце основной курортной улицы, сидишь в кафе – две минуты и уже смотришь концерт). На пляже. Широком. Сие позволило развернуть площадку прямо на воду и оставить достаточно пространства для аудитории. Звук от подобного изменения очень сильно выиграл. Теперь его не «сдувает», не «уносит» ветер. Саунд точно был лучше, чем на паре предыдущих фестов. Вторая сцена, Special Stage, где ночью диско с ди-джеями, а днем мастер-классы (от Алексея Когана, например, по традиции), примерно в 400-х метрах от главной. Закончились шоу - через бары и танцевать.
ДЖАЗ
Переходим к представлениям. Самым эффектным, ожидаемым и тем, которые нечасто можно застать. Скажем, лайн-ап пестрел именами отечественных артистов, и некоторые выступления были вполне приличными - трансогенный авант-фолк открывавших слет «Дахабраха» (они вообще-то по статусу сегодня хэдлайнеры), длиннющий сет Джамалы с новыми околоэлектронными темами и финальной аутентичной крымско-татарской «песней-плачем», или даже фанковая раскачка от удививших новичков Cherokey – однако всех их мы видели, не раз еще увидим. Иное дело, предположим, англичане Get The Blessing.
Ударник, басист, саксофонист играли с Portishead, а также Питером Гэбриэлом, Джеффом Беком, Radiohead и многими другими значительными единицами. Только музыка со сцены затмила информацию и регалии. Get The Blessing, четыре серьезных мужчины в строгих костюмах (за несколько часов до того трусивших по пляжу босиком), выдавали совершенно безумный фри-джаз, плотный джаз-рок, иногда какой-то странный гибрид краута и джаза. В голове возникали образы Орнетта Коулмана, Джона Колтрейна и... Can. Барабанщик - монстр. Бас-гитарист тянул из инструмента, случалось, ареальные звуки. Духовики тоже из лунатиков. Конечно, после легкого ню-джаз/cоул/хоп-коктейля других бриттов Belleruche и грувового вкрапления греков RSN & Esterina квартет, возможно, кому-то показался слишком сложным, но меломаны и любители, собственно, джаза – его на фестивале, мы знаем, маловато – получили достойное блюдо.
КРУНЕР
Если нужно «поближе к народу», то следовало остаться на следующего исполнителя. Дэвид Браун и его Brazzaville (насколько поняли, подыгрывали на сей раз ребята из наших) берут не техникой, не текстурой, не саундом – душевностью. Brazzaville посещали неоднократно Киев, никаких сюрпризов. Тем не менее все эти умилительные фолк-бардовские песни Дэвида со светлой меланхолией и сердцещипательной добротой привычно работают. Плюс бесконечные истории от Брауна, он ведь уже множество русских выражений знает, кавер «Зеленоглазого такси» Кваши-Боярского и далее по списку. Одним словом, девушки балдели, мальчики пили вино (20 гривен за литр сухого белого, домашнего холодного – не пройти мимо).
ПОТРЯСЕНИЕ
Как слушатель я бы поехал на Koktebel Jazz Festival 2014 уже только из-за Надин Шах. Молодой ошеломительной артисткой и ее дебютным альбомом мы восторгались еще прошлым летом, поэтому ее живое представление значилось в качестве главного must see. Лайв Надин ввел буквально в оцепенение. Мрачное колдовство. Болезненные, однако и вдохновенные баллады, сокрушительные гот-блюзовые ноктюрны и ближе к финалу кровоточащий черным пост-панк. Напряжение нарастало постепенно.
Надин звучит одновременно грозно, драматично и пронзительно трагично. От минималистского и тихого к эмоциональному пламени, в центре которого всегда феноменальный сильнейший голос Шах. Обрамленный ее выразительными фортепианными проходами и гудящим минором сумрачного бэнда позади. Любопытно, что между песнями ситуация преображалась. Надин – высокая экзотическая красавица в темном, во время композиций зазывающая в дремучую глубину, – в перерывах улыбалась, шутила, даже, показалось, заигрывала с публикой. А после шоу с одним из своих музыкантов просто пошла танцевать на Special Stage под очень даже жизнерадостную музыку. Дополнительные баллы в копилку девушки.
УГАР
Крутить плясом аудиторию – первейшее умение южнославянских/цыганских духовых коллективов. Сербская ватага Boban & Marko Marcovic Orchestra закрывала последний день феста. Дюжина колоритных дядек в ярких рубашках с набором всевозможных труб-дуделок и барабанов. Протяжные вынимающие душу ромалэ-гимны, но чаще знакомые балканские свистопляски - аж трудно дышать. Отец Бобан, лидер проекта, давал много рулить сыну Марко, тот иногда чуть ли не хип-хоп имитировал. Оба, само собой, виртуозы. На саундчеке они пробовали «Ламбаду» (прямо с пляжа слышали). Не сыграли. Зато была центральная темы из фильма «17 мгновений весны» в шквальной цыгано-сербской обработке. И еще пачка боевиков. Чтоб аудио-фейерверком завершить Koktebel Jazz Festival 2014. Обновленный и в тот же момент привычный.
Владимир Сиваш
Теги: Jazz Коктебель 2014