Обзор двух новых альбомов под занавес июля

 

Ariel Pink's Haunted Graffiti ‘Matured Themes’ (4AD)

Какие-то сомнения и метания у меня по поводу нового альбома ArielPink'sHauntedGraffiti. Это очень-очень хороший альбом, если брать средний срез современной музыки, но достаточно ли он хорош для самого Ариэля Пинка (на самом деле, Розенберга)? Самородка, чей лоу-файный, затертый шумами, психоделический поп стал трейдмарком и чуть ли ни наиболее «влиятельным саундом» последних пяти лет.

Дело в том, что Ариэль накануне заявил, мол, сия пластинка уходит от его привычного лоу-файного звучания. Более того – именно такое он хотел записать в прошлый раз на прогремевшем альбоме Before Today (2010), но в силу разных причин не вышло. Вернее, вышло-то как раз нормально. Вот теперь сиди и думай - нужны ли артисту условия и все, что он хочет, для записи? Потому как новый диск Matured Themes действительно подчистил саунд, сделал его более четким. Дроун, сильная реверберация, как бы расстроенные синтезаторы – подобного здесь немного. Первые четыре песни уж совсем ясные (хотя никто не говорит, что плохие, боже упаси!). Вот, например, уже запущенная в качестве промо песня Only In My Dreams – прямо прозрачная шестидесятничксая хиппи-фолк-благодать.

Стоп-стоп, дальше дело выравнивается. Начиная с пятой песни Driftwood мы получаем более знакомого «старого» Ариэля (причем, даже до Before Today). Композиции становятся куда менее очевидными и куда более по-хорошему странными.  Эхо, плавающие шумы, различные эффекты на гитары и вокалы. То монотонные психотропные буги-спирали, то прихотливые мелодии из сюрреалистической шарманки, то нойзовый dreamy-гараж.  Наконец-то появляются старомодные космические синтезаторы, причудливый электро-поп с фальцетами и шизой на всю голову, гипногогические баллады под «мятой для улыбок». Да, главное - та самая эксцентричность, и нечто среднее между непосредственностью, шизофренией и гениальностью. Symphony Of The Nymph, Pink Smile, Early Birds Of Babylon, практически инструментальная Nostradamus & Me, финальная Baby (кавер сахарного ритм-н-блюз/соул-хита Donnie&Joe Emerson конца 70-х)– такой Ариэль Пинк нам нужен.Сюда бы еще что-то подобное магнетической Round And Roundи неотразимо солнечной Bright Lit Blue Skies (из прошлого диска) вместо нескольких тем первой половины альбома, и начинать рецензию можно бы было в другом ключе и настроении.

Aesop Rock ‘Skelethon’ (Rhymesayers)

На заре нулевых Иэн Маттиас Бэвиц, более известный как Aesop Rock, -  наряду с El-P (и, вообще, компанией Definitive Jux), Anti-PopConsortium, Themselves, Тимом Холландом, лейблами Anticon, Lex и другими – шел в передовой колонне так называемого «абстрактного» или «нео-хип-хопа».  За прошедшие 10-12 лет хип-хоп еще не раз возрождался-перерождался и почти все время слыл одним из главным кирпичей современной хорошей музыки. Да, пожалуй, вот эта волна на старте века и вернула жанр в серьезную инновативную музыку после декады почти тотального «блестящего ганста-шлака».  Сегодняшний обстоятельный некоммерческий хип-хоп, вплоть до, например, поточного мрачного cloud-рэпа, во многом обязан этим парням.

Но сами-то они в большинстве отошли чуть в сторону. Лейбл Definitive Jux практически прекратил существование, многие артисты сознательно оказались в тени.  Довольно долго (почти пять лет с прошлого полноценного альбома) ничего не было слышно и об Aesop Rock. Он пережил семейную драму, похоронил лучшего друга, вышел из коллаборации со своим давнишним соавторам/битмейкером Blockhead, развал «музыкальной крепости» Definitive Jux тоже, понятно, ничего хорошего не принес.  И что же с новым шестым по счету диском Иэна?

С ним все круто. «Боевая машина пехоты» - Aesop Rock – нуждается в препятствиях. Его тяжеловесной, критической, бескомпромиссной музыке и лирике такой жизненный контекст только на пользу. Вдалбливающий фристайл-речитатив грозно кидает, как понимаете, невеселые припечатывающие строчки. Тут Aesop всегда был Темным Мастером.  Однако же и продакшн не заметил потери бойца, в смысле уход Blockhead. Грузный, увесистый, вязкий хип-хоп, кажется, стал еще навороченнее.  Грязные, расшатанные барабаны теперь не только медленно ползут и бухают подводными бомбами, нет – ритмы комплексные, изощренные. Ныне не бредущий допотопный стотонный танк, а стреляющий во все стороны, изламывающийся, меняющий конфигурацию трансформер.  Гитары, угрожающие синтезаторные бэки, индустриальные шумы… Психоделия, брейк-бит, арт-рок, фьюжн – в этом хоп-франкенштейне много чего. И все это тебя болтает, мотает, накручивает и выбрасывает на поверхность куда более сильным, заряженным, чем был раньше. Мощнейшаяпластинка.

Владимир Сиваш


Статьи по теме