Чудеса из архивов немецкой культовой группы Can
Сan ‘The Lost Tapes – Box Set’ (Mute/Spoon)
Почти 200 минут музыки, часто совершенно безумной, непростой музыки из 70-х – в 2012-м, казалось бы, слушать такое почти нереально. Но стоит потрудиться: творчество этой группы - в прямом смысле сокровищница, из которой в последние пару декад достаются многие кирпичи лучших современных пластинок дюжины жанров.
Наследие апостолов краут/авант-рока, немецких визионеров Can, вроде бы уже разобрано на винтики – как сонмом их сущих и опосредованных последователей, так и индустрией, перевыпустившей все классические альбомы кельнских легенд (в том числе в прошлом году). Однако не так давно, во время демонтажа старой студии Can, что теперь стала музейным экспонатом, обнаружили от 30 до 50 часов материала с 1968-го по 1977-й год, неизданного нигде ранее. Хотя составленный из них бокс-сет и назвали The Lost Tapes, один из зачинателей команды Ирмин Шмидт говорит, мол, это не «потерянные записи», а просто отложенные в долгий ящик – настолько, оказалось, долгий, что о них постепенно позабыли. И еще важно – это не аутейки, не пустопорожние незавершенные джемы и прочий хлам для уж совсем невменяемых фанатов. Нет, здесь финализированные композиции – совершенно уровня и линии главных альбомов Can – не попавшие на них по причине хронометража (тогда с этим было строго), например, или темы из невыпущенных по независящим от группы причинам саундтреков. Ну, и немного бонусов – пленки с репетиций да связка живых записей, опять же эксклюзивных.
Почти 200 минут превосходного материала. От трехминутных взрывных клинчей до 7-8-минутных моторических трипов и 15-минутных импровизационных шабашей. Причем, это сегодня принято сводить краут к определенным рамкам. Но, Can ведь ладили просто экспериментальный рок, и их квинтэссенциональный, первородный краут – далеко не только одновременно тугие и глухие метрономные барабаны гениального и неповторимого Яки Либецайта, вообще, монотонный ритмический гипноз - под психоделические саундскейпы препарированных гитар, эффектов, органов etc. На данном тройнике Can, ученики Карлхайнца Штокхаузена, показывают, как широко понимали свою музыку «мгновенной композиции» и свободной импровизации: с нашей колокольни, по прошествии многих лет, тут можно определить и элементы авангардного джаза (есть даже пару фанк-роковых, по сути, треков!), и этнические шаманские запилы, и психо-фолк, и, конечно, крайне своеобычный шумовой эмбиент да арт/психо-рок любых ответвлений.
Почти 200 минут. Глыба, черная дыра (как затягивающая вещество, так и его дающая), вязкий океан. Отобрано лично Ирмином Шмидтом, при участии Дэниэла Миллера, главы Mute Records.
Владимир Сиваш