Гадаем на пальмовой гуще: 5 вероятных победителей Канн-2016

Тони Эрдманн/Toni Erdmann, режиссер Марен Аде

Если Оскар, как мы уже знаем, слишком белый, то Канны – слишком мужские: в последние годы главный европейский киносмотр особенно громко обвиняют в шовинизме. То ли в результате критики, то ли попросту звезды сошлись, но в нынешнем конкурсе – целых три женщины-режиссера, каждая из которых располагает любопытным послужным списком и выглядит эдакой темной лошадкой.

Марен Аде представила в Каннах третью режиссерскую работу, сделав своеобразную фестивальную карьеру: ее первый фильм получил специальный приз жюри на американском Сандэнсе, а второй завоевал Гран-при в Берлине.

Показ разговорной трагикомедии Тони Эрдманн в Каннах уже состоялся, и, похоже, эта конкретная темная лошадка вполне может оказаться призовой – пресса не просто множит восторженные отзывы, но и называет фильм одним из самых вероятных претендентов на Золотую пальмовую ветвь. Что ж, если пасьянс сойдется, то на некоторое время Канны избавятся от назойливых призывов к гендерному равенству. Ведь за всю историю фестиваля главную награду получила лишь одна-единственная женщина – Джейн Кэмпион за фильм Пианино (1992).

Незнакомка/La fille inconnue, режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденн

Гадаем на пальмовой гуще: 5 вероятных победителей Канн-2016

У Дарденн целых семь каннских наград, так что без них этот список никак бы не обошелся – не в обычаях братьев уезжать с пустыми руками. По всей видимости, Незнакомка продолжит излюбленную режиссерами линию социально ответственного кино: речь пойдет о хирурге Женни, которая, поздно ночью не открыв дверь посетительнице, становится невольной виновницей ее смерти. Женни решает выяснить, кем же была девушка, и отправляется в вояж, эмоциональной окраской напоминающий болезненную одиссею Марион Котийяр из Два дня, одна ночь (2014).

Братья начали снимать в конце 80-ых и по-прежнему находятся в отличной форме. Прошлый их фильм, Два дня, одна ночь, собрал целый ворох номинаций и получил приз христианского жюри в Каннах, а позапрошлый, Мальчик с велосипедом, выборол Гран-при на все том же киносмотре. Других фестивалей Дарденн, похоже, и не признают, что неудивительно. Розетта (1999), первый же их фильм, отобранный в каннский конкурс, немедленно получил Золотую пальмовую ветвь, обойдя множество маститых соперников, в числе которых Джим Джармуш, Педро Альмодовар и Брюно Дюмон. К слову, все трое соревнуются с братьями и в этом году – тем интереснее будет выглядеть исход фестиваля.

Лавинг/Loving, режиссер Джефф Николс

Гадаем на пальмовой гуще: 5 вероятных победителей Канн-2016

Этот претендент – из самых свежих: о высоких оценках и восторженных отзывах критики относительно Лавинг стало известно буквально сегодня. Джефф Николс славно потрудился в этом году – в феврале представил на Берлинале Midnight Special, а уже в мае повез в Канны новую работу. Фильм повествует о Ричарде и Милдред Лавингах, против которых штат Вирджиния развернул судебный процесс за вступление в межрасовый брак… и это в цивилизованном 1958-ом! Впрочем, по отзывам очевидцев, Лавинг мало напоминает острую социальную драму – скорее медитативное созерцание любви в ежедневных ее проявлениях.

В 2011 году Николс увез из Канн две награды за Укрытие, феерически красивый триллер о навязчивых апокалиптических предчувствиях, терзающих Майкла Шэннона. Немалый фестивальный опыт и актуальная тематика вполне могут сослужить режиссеру неплохую службу. Хотя для того ли глава жюри Джордж Миллер приехал на Французскую Ривьеру, чтобы чествовать американские фильмы – вопрос открытый.

В тихом омуте/Ma Loute, режиссер Брюно Дюмон

Гадаем на пальмовой гуще: 5 вероятных победителей Канн-2016

Дюмон дважды занимал почетное второе место на Каннском фестивале, взяв Гран-при жюри. В 1999-ом его Человечность обошли уже упомянутые братья Дарденн, а в 2006-ом Фландрия уступила Кену Лоучу, про которого речь пойдет чуть ниже. Но режиссер не впадает в отчаяние и вместо жестоких экзистенциальных драм принимается за эксцентричные комедии. Первой ласточкой стал мини-сериал Малыш Кенкен, который можно было посмотреть на прошлогодней Молодости. В тихом омуте – история о вражде двух семей, паромщиков-каннибалов Брюфо и рафинированных буржуев ван Патегемов. Режиссер утверждал, что давно хотел снять что-то смешное, правда, в Малыше Кенкене от его шуток время от времени становилось не по себе. Андеграунд (1995) неблагонадежного Эмира Кустурицы можно считать последней комедией, покорившей Канны – возможно, пришло время для еще одной.

Я, Дэниэл Блэйк/I, Daniel Blake, режиссер Кен Лоуч

Гадаем на пальмовой гуще: 5 вероятных победителей Канн-2016

Если вас впечатлил послужной список братьев Дарденн, то приготовьтесь: Кен Лоуч вытрусил из Каннского фестиваля целых 12 (sic!) наград. Его кино не очень-то эмоционально – британец будто бы несколько десятилетий игнорировал, что аскетичный реализм уже вышел из моды, и флегматично дождался его возвращения в зенит. Судя по описанию, в новом фильме Лоуч остается верен собственным традициям. Его главный герой, одинокий пролетарий Дэниэл Блэйк, вынужден просить у государства пособие и сталкивается с необходимостью заполнить документы при помощи компьютера – неловкий оборот, но именно так воспринимает это Дэниэл, бесконечно чуждый от современных технологий. Наверняка за такую тему на Лоуча точат зуб братья Дарденн, а вот кого предпочтет каннское жюри, узнаем 22 мая.


Теги: cannes2016, Каннский кинофестиваль 2016

Статьи по теме