Римские каникулы у Тиффани: лучшие роли Одри Хепберн
История Одри Хепберн может растрогать куда эффективнее большинства ее киновоплощений. Мать Одри поддерживала фашистов в 30-ых, но еще до начала войны одумалась и примкнула к Сопротивлению. Отец же, который развелся с супругой после кинематографичного происшествия при участии молоденькой няни, как и положено негативному персонажу, не одумался – и в результате провел пять лет в британских тюрьмах. Хроническое недоедание и анемия, развившаяся во время Второй Мировой, под знаком которой прошло детство будущей звезды, положили конец мечтам Одри о балете. А дальше все как в сказке: мудрая Мари Рамберт, выведшая в свет самого Вацлава Нижинского, всплакнув, посоветовала ученице стать актрисой. И понеслась…
Римские каникулы/Roman holiday (1953)
Римские каникулы у Тиффани: лучшие роли Одри Хепберн
Первым относительно крупным появлением Одри на экране значится во всех отношениях проходной фильм Засекреченные люди, в котором девушка сыграла… балерину. Но Хепберн не задержалась на второстепенных ролях – дальше последовали культовые Римские каникулы, сделавшие ее абсолютной звездой. С этим фильмом связана череда счастливых случайностей. Например, распространенная легенда гласит, что Одри все не могла расслабиться на пробах, и получила роль лишь потому, что режиссер Уильям Уайлер велел не выключать камеру после команды «Стоп!». Таким образом Уайлер сумел запечатлеть непосредственность и обаяние, ставшие визитной карточкой актрисы – и, конечно, уже не мог ей отказать.
Но были совпадения и посерьезнее. Например, за картину изначально взялся знаменитый комедиограф Фрэнк Капра (Эта замечательная жизнь). Капра хотел снять что-то вроде ремейка своего сверхуспешного фильма Это случилось однажды ночью, который в 1934 году собрал целую охапку Оскаров и прославил тогда еще малоизвестного Кларка Гейбла (Унесенные ветром). В главных ролях маститый режиссер представлял себе ни много ни мало Элизабет Тейлор и Кэри Гранта, однако финансовые трудности заставили его продать права на проект другой студии. Те же не были готовы к дорогостоящему фильму, да и настоящий автор сценария, писатель из «черного списка» Далтон Трамбо, несколько смущал Капру.
В итоге Римские каникулы оказались в руках Уайлера, а главная мужская роль вместо Кэри Гранта отошла Грегори Пеку, которого режиссер лично убедил сняться в фильме. Не прогадали оба: картина стала эталоном романтической комедии и получила три Оскара, один из которых завоевала Одри Хепберн, а другой был вручен фиктивному сценаристу – но фактически достался униженному и оскорбленному Трамбо. Справедливость восторжествовала во всех смыслах, Хепберн в одночасье стала актрисой первой величины, а увлеченный ею Пек оставался другом Одри до конца жизни.
Завтрак у Тиффани/Breakfast at Tiffany's (1961)
Римские каникулы у Тиффани: лучшие роли Одри Хепберн
Через несколько недель после громкого вручения золотой статуэтки, Одри стала лауреатом другой престижной премии – Тони, театрального аналога Оскара. После этого ее место на актерском Олимпе стало абсолютно непоколебимым, а к списку звездных экранных партнеров добавились Хамфри Богарт, Фред Астер и уже упомянутый Кэри Грант. К тому же Хепберн стала настоящей иконой стиля, передав львиную долю шарма и своим поклонницам. Ее влияние на массовую культуру было столь велико, что ювелирная компания Tiffany & Co., существующая с XIX века, пережила пик популярности вместе с выходом Завтрака у Тиффани – и точно так же маленькое черное платье стало must have для стильных барышень.
«Я интроверт, а мне пришлось играть девушку-экстраверта» – знаменитая цитата Хепберн весьма точно характеризует ощущения от экранизации романа Трумена Капоте. Никакой неестественности в поведении Одри на экране нет, однако дискомфорт, доставленный несвойственным амплуа, очерчивает притягательное двойное дно образа и позволяет изящно балансировать на грани комедии и мелодрамы. Завтрак у Тиффани стал самой знаменитой ролью актрисы, а его режиссер, Блейк Эдвардс, работал в кино еще тридцать с лишком лет – но так и не поставил ничего более выдающегося. Кстати, Хепберн опять заменила именитую исполнительницу: изначально предполагалось, что Холли Голайтли сыграет… Мэрилин Монро.
Моя прекрасная леди/My Fair Lady (1964)
Римские каникулы у Тиффани: лучшие роли Одри Хепберн
Постановщик этого фильма, Джордж Кьюкор, в свое время сделал звездой другую Хепберн – Кэтрин, абсолютную рекордсменку по количеству полученных Оскаров: их у нее аж четыре штуки. Первую статуэтку Кэтрин Хепберн получила как раз за Филадельфийскую историю Кьюкора еще в 1940 году, и с тех пор режиссер неизменно ассоциировался с успешными романтическими историями. Моя прекрасная леди отлично вписалась в его парадигму и пришлась ко двору Одри: в основу фильма лег Пигмаллион Бернарда Шоу, чья Элиза Дулиттл очень резонировала диапазону ролей актрисы.
Здесь Одри обогнала целых двух соперниц: Джули Эндрюс (к слову, будущую жену Блейка Эдвардса, режиссера Завтрака у Тиффани), воплотившую Элизу на Бродвее, и вновь – Элизабет Тейлор. Роль в этом фильме принесла актрисе максимальный гонорар за всю карьеру. Одри заработала $1 100 000, что для 1964 года выглядит абсолютно космической цифрой (для сравнения – Римские каникулы были сняты за $1 500 000).
Однако после этого карьера Хепберн пошла на спад. Актриса еще раз поработала с Уильямом Уайлером в 1966 году над фильмом Как украсть миллион, и с тех пор снималась все реже и с куда меньшим успехом. Но уже сделанного хватило с лихвой. Ее лучшие работы пользуются бешеной популярностью по сей день, модные тренды то и дело возвращаются к образам Одри, а она сама занимает третье место в рейтинге величайших американских кинозвезд, уступив лишь Бэтти Дэйвис и все той же Кэтрин Хепберн. Отличный результат для неудавшейся бельгийской балерины, не правда ли?
Лукьян Галкин
Теги: лучшие роли, Завтрак у Тиффани, Римские каникулы, Одри Хепберн, Моя прекрасная леди