Дебютная пластинка нашумевшего дуэта Ibeyi
Сказка и быль сестринского франко-кубинского проекта.
Ibeyi ‘Ibeyi’ (XL)
В течение 2014-го Ibeyi переплывали из одного списка юных надежд в другой, третий, десятый и далее по кругу. Уж больно история красивая. 20-летние (теперь уже) близнецы Лиза-Каинде и Наоми Диас являются дочерьми кубинского перкуссиониста Мигуэля «Анга» Диаса, стучавшего в двух легендарных гаванских арт-коммунах - Irakere и Buena Vista Social Club (для справки: по статусу, влиятельности, а не медийному эффекту, первые стоят гораздо выше вторых). Девушки корни чтут – увлечены не только кубинской музыкой, а и тем, откуда афро-кубано черпает изначально. Например, мотивами и ритмами народности йоруба - людей, часть которых рабами вынужденно перекочевала из Западной Африки на Карибы.
Отец и мать сознательно прививали традиции предков йоруба (этнос сейчас в основном базируется в Нигерии, Бенине) – барышни даже знают язык йоруба, на нем, в том числе, и поют. При этом Лиза и Наоми выросли-живут в Париже, куда в свое время переехал ныне покойный Анга Диас, - то есть, современное молодежное, вроде авант-R'n'B, им тоже не чуждо. Экзотические близняшки, Buena Vista, Африка, сильный британский лейбл XL Recordings подписывает дуэт без единого официального релиза… Говорю же: антураж для новичков изумительный.
Приятно, что и творческий потенциал Ibeyi ему соответствует. Дебютный альбом не сногсшибательный (как и прошлогодний первый миньон), но очень хороший. Главное, мягко впитывает в себя всю ту самую историю.
В вокальном смысле девушки сочетают кофейные соул-интонации со спиритуальными распевами йоруба. Сами сестры подобный микс назвали «contemporary negro spirituals». Наоми играет на двух профильных перкуссиях отца – перуанском кахоне и нигерийских барабанах бата. Однако биты явно редактирует продюсер записи Ричард Рассел (глава XL Recordings, друг-подельник Деймона Албарна, глыба продюсеринга). Ритм лавирует между афро-карибским трайблом и хип-хопом, R'n'B.
Иногда возникают аллюзии на даб и даже трип-хоп, учитывая конспективные мазки сумеречной электроники в текстуре. А упомянутые соул-нотки покрываются дымком нуар-джаза – шлейф тянется от профильных парижских музбаров.
Касательно настроения в песнях Ibeyi зашита генетическая память: магические обряды, лекий налет мистики из культуры йоруба и тоска из протяжных «рабочих песен» подневольных афро-переселенцев. В плане формы композиции хоть и заигрывают с этно-влияниями, по большей части аккуратно упакованы под потребности сегодняшнего космополитичного рынка - где-то невдалеке от Noir'n'B, какой-нибудь FKA Twigs и далее по списку.
Владимир Сиваш