Женщины поют: еще два ярких альбома конца зимы
Рецензии на свежие диски St. Vincent и Neneh Cherry.
St. Vincent ‘St. Vincent’ (Loma Vista)
Она всегда была милой чертовкой: на одной половине лица чистая девичья улыбка, на другой – перекошенная гримаса саркастичного лицедея. Порхающие слоулфул-мотивы внутри причудливой ритмико-гармонической эквилибристики, фантазийных мини-спектаклей. На четвертом альбоме Энни Кларк, известная как St. Vincent, сумела не только хитро сложить свой эксцентричный пазл, а и плотно упаковать его для броской презентации.
Аудио-капризы Энни иногда рассыпались на летучие вещества, тогда как новый диск видится более жестким и законченным. Не то чтобы певица отказалась от привычной комбинации благозвучных мелодий с затейливыми структурно-звуковыми фокусами, однако элементы стали цепче, конкретней, увесистей. Акробатика обрела четкие движения. Витиеватые пьесы подсоединили к напряжению, отчего они, не утратив игрового настроя, получили физическую устойчивость, компактность и твердость.
Прихотливый фолк-поп и барокко-сценки уступают место более тяжелым сюжетам с фузз-гитарами, сипящими синтами, электронным нойзом, грубоватыми дергаными битами. То есть, образно говоря, чародейница теперь не в сфере влияния Тори Эймос и подобных, а скорее ближе к территории tUnE-yArDs. Кроме того, Кларк сильно прониклась позапрошлогодней работой с Дэвидом Бирном (совместная пластинка Love This Giant). Остроумный и хваткий арт-поп, подсоленный фанком, роком и синусоидами духовых, – от Дэвида.
При всем этом, как ни странно, звучит St. Vincent сегодня понятней, доступней, чем раньше. Мечущаяся барышня обернулась уверенной женщиной – бес в глазах, но в голове ясно.
Neneh Cherry ‘Blank Project’ (Smalltown Supersound)
Если кто, заводя новую пластинку шведской подданной Нене Черри, ожидает номеров в духе широкоизвестных 7 Seconds (старинного суперхита с Юсу Н'Дуром) или хотя бы Woman (ведущего сингла с диска 1996-го Man), то человека ждет сильное удивление. На Blank Project все куда дерзче и альтернативней.
А вот люди, следящие за карьерой Нене глубже, изумлены не будут. Во-первых, давным-давно, еще в первой половине 80-х, Черри участвовала в пост-панковых составах. Во-вторых, когда в рамках личных премьерных дисков она переключилась на хип-хоп (преимущественно), музыку там играла не совсем тривиальную. В-третьих, во время 18-летней альбомной паузы, которая никак не считается творческим простоем, Нене с кем только из хороших непопсовых артистов не записывалась: от Питера Гэбриэла до Деймона Албарна, от Speech'а и Kleerup'а до мощной авант-джазовой команды The Thing (их коллаборативный лонгплей пару лет назад оказался чудо как хорош). Уж не говорю, что отчим шведки – легендарный джазовый трубач Дон Черри.
Плюс Blank Project спродюсировал кудесник Киран Хебден, он же Four Tet, а инструментальные партии исполнили соратники Кирана, участники отменного экспериментального дуэта RocketNumberNine.
Одним словом, Blank Project – точно не умилительный поп-камбэк. Актуальный смелый альбом. По-хорошему сырой и довольно минималистичный по саунду. Перкуссия/ударные пикирующими кривыми, бас и тугая электроника – прежде всего. Из них замешиваются порывистые, беспокойные джемы.
Угол от темы к теме меняется: то смахивает на хип-хоп, то на джаз/джаз-рок, бывает, валит натуральный трайбл, развинченный панк-фанк или все эти ухающие ошметочные брейки из арсенала Four Tet да RocketNumberNine. Но никакой эклектики – почти всегда шаманство, мясо рублеными кусками без обработки. Черри на вокале может давать соул-обороты, может петь резко, уходить чуть ли не в скэт (джазовый), просто заговорщицки приговаривать (spoken word).
Дерзче. Альтернативней. И круче – в любом смысле.
Владимир Сиваш