Переключиться на мобильную версию

Римские каникулы у Тиффани: лучшие роли Одри Хепберн

«Надо быть немного влюбленным в своего партнера и наоборот. Но не обязательно уносить это за пределы сцены». Знаменитой актрисе сегодня исполнилось бы 88 лет.
Поделись

Великой актрисе Одри Хепберн исполняется 88 лет.
Великой актрисе Одри Хепберн исполняется 88 лет.

История Одри Хепберн может растрогать куда эффективнее большинства ее киновоплощений. Мать Одри поддерживала фашистов в 30-ых, но еще до начала войны одумалась и примкнула к Сопротивлению. Отец же, который развелся с супругой после кинематографичного происшествия при участии молоденькой няни, как и положено негативному персонажу, не одумался – и в результате провел пять лет в британских тюрьмах. Хроническое недоедание и анемия, развившаяся во время Второй Мировой, под знаком которой прошло детство будущей звезды, положили конец мечтам Одри о балете. А дальше все как в сказке: мудрая Мари Рамберт, выведшая в свет самого Вацлава Нижинского, всплакнув, посоветовала ученице стать актрисой. И понеслась…

Римские каникулы/Roman holiday (1953)

Первым относительно крупным появлением Одри на экране значится во всех отношениях проходной фильм Засекреченные люди, в котором девушка сыграла… балерину. Но Хепберн не задержалась на второстепенных ролях – дальше последовали культовые Римские каникулы, сделавшие ее абсолютной звездой. С этим фильмом связана череда счастливых случайностей. Например, распространенная легенда гласит, что Одри все не могла расслабиться на пробах, и получила роль лишь потому, что режиссер Уильям Уайлер велел не выключать камеру после команды «Стоп!». Таким образом Уайлер сумел запечатлеть непосредственность и обаяние, ставшие визитной карточкой актрисы – и, конечно, уже не мог ей отказать.

Но были совпадения и посерьезнее. Например, за картину изначально взялся знаменитый комедиограф Фрэнк Капра (Эта замечательная жизнь). Капра хотел снять что-то вроде ремейка своего сверхуспешного фильма Это случилось однажды ночью, который в 1934 году собрал целую охапку Оскаров и прославил тогда еще малоизвестного Кларка Гейбла (Унесенные ветром). В главных ролях маститый режиссер представлял себе ни много ни мало Элизабет Тейлор и Кэри Гранта, однако финансовые трудности заставили его продать права на проект другой студии. Те же не были готовы к дорогостоящему фильму, да и настоящий автор сценария, писатель из «черного списка» Далтон Трамбо, несколько смущал Капру.

В итоге Римские каникулы оказались в руках Уайлера, а главная мужская роль вместо Кэри Гранта отошла Грегори Пеку, которого режиссер лично убедил сняться в фильме. Не прогадали оба: картина стала эталоном романтической комедии и получила три Оскара, один из которых завоевала Одри Хепберн, а другой был вручен фиктивному сценаристу – но фактически достался униженному и оскорбленному Трамбо. Справедливость восторжествовала во всех смыслах, Хепберн в одночасье стала актрисой первой величины, а увлеченный ею Пек оставался другом Одри до конца жизни.

Римские каникулы/Roman holiday (1953)
0:00 / 02:20
  

Завтрак у Тиффани/Breakfast at Tiffany's (1961)

Через несколько недель после громкого вручения золотой статуэтки, Одри стала лауреатом другой престижной премии – Тони, театрального аналога Оскара. После этого ее место на актерском Олимпе стало абсолютно непоколебимым, а к списку звездных экранных партнеров добавились Хамфри Богарт, Фред Астер и уже упомянутый Кэри Грант. К тому же Хепберн стала настоящей иконой стиля, передав львиную долю шарма и своим поклонницам. Ее влияние на массовую культуру было столь велико, что ювелирная компания Tiffany & Co., существующая с XIX века, пережила пик популярности вместе с выходом Завтрака у Тиффани – и точно так же маленькое черное платье стало must have для стильных барышень.

«Я интроверт, а мне пришлось играть девушку-экстраверта» – знаменитая цитата Хепберн весьма точно характеризует ощущения от экранизации романа Трумена Капоте. Никакой неестественности в поведении Одри на экране нет, однако дискомфорт, доставленный несвойственным амплуа, очерчивает притягательное двойное дно образа и позволяет изящно балансировать на грани комедии и мелодрамы. Завтрак у Тиффани стал самой знаменитой ролью актрисы, а его режиссер, Блейк Эдвардс, работал в кино еще тридцать с лишком лет – но так и не поставил ничего более выдающегося. Кстати, Хепберн опять заменила именитую исполнительницу: изначально предполагалось, что Холли Голайтли сыграет… Мэрилин Монро.

Завтрак у Тиффани/Breakfast at Tiffany's (1961)
0:00 / 02:42

Моя прекрасная леди/My Fair Lady (1964)        

Постановщик этого фильма, Джордж Кьюкор, в свое время сделал звездой другую Хепберн – Кэтрин, абсолютную рекордсменку по количеству полученных Оскаров: их у нее аж четыре штуки. Первую статуэтку Кэтрин Хепберн получила как раз за Филадельфийскую историю Кьюкора еще в 1940 году, и с тех пор режиссер неизменно ассоциировался с успешными романтическими историями. Моя прекрасная леди отлично вписалась в его парадигму и пришлась ко двору Одри: в основу фильма лег Пигмаллион Бернарда Шоу, чья Элиза Дулиттл очень резонировала диапазону ролей актрисы.    

Здесь Одри обогнала целых двух соперниц: Джули Эндрюс (к слову, будущую жену Блейка Эдвардса, режиссера Завтрака у Тиффани), воплотившую Элизу на Бродвее, и вновь – Элизабет Тейлор. Роль в этом фильме принесла актрисе максимальный гонорар за всю карьеру. Одри заработала $1 100 000, что для 1964 года выглядит абсолютно космической цифрой (для сравнения – Римские каникулы были сняты за $1 500 000).

Однако после этого карьера Хепберн пошла на спад. Актриса еще раз поработала с Уильямом Уайлером в 1966 году над фильмом Как украсть миллион, и с тех пор снималась все реже и с куда меньшим успехом. Но уже сделанного хватило с лихвой. Ее лучшие работы пользуются бешеной популярностью по сей день, модные тренды то и дело возвращаются к образам Одри, а она сама занимает третье место в рейтинге величайших американских кинозвезд, уступив лишь Бэтти Дэйвис и все той же Кэтрин Хепберн. Отличный результат для неудавшейся бельгийской балерины, не правда ли?

Моя прекрасная леди/My Fair Lady (1964)
0:00 / 03:47

Лукьян Галкин

 

Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь