Две блестящие пластинки на экваторе лета

Свежие альбомы Иэна Уильяма Крейга и дуэта Klaus Johann Grobe.

Две блестящие пластинки на экваторе лета

Две блестящие пластинки на экваторе лета
Две блестящие пластинки на экваторе лета
Ian William Craig ‘Centres’ (130701 / Fat Cat)

Массивы шума, их темные необъяснимые конфигурации чудом порождают дивное благозвучие. Затем снова топят его в абразиве, царапинах, хрусте или же газе. Новой волной выносят на гребень метафизическое аудио-наслаждение, эфемерный ангельский голос. Опять стирают в мелкозернистое месиво, уносят в ил. Откуда смутными подводными мелодическими течениями – сквозь пресс и боль - продвигаются к высшей гармонии. К ее центрам. «Центрам» Иэна Уильяма Крейга.

35-летний канадский оперный певец, художник, акустический экспериментатор Крейг самопальные записи сооружает довольно давно, однако более-менее серьезно выпускаться стал лишь последние два года (имеются в виду лонгплеи A Turn Of Breath и отменный прошлогодний Cradle For The Wanting). Его свежий альбом Centres реализован на нео-классическом импринте 130701 – саб-лейбле известного инди-рекординга Fat Cat. Так что доступ к чародейственной  музыке Иэна теперь получит сравнительно широкая аудитория.

Хотя волшебство произведений жителя Ванкувера – штука не из легких. Глубокий коматоз, гипербарическая барокамера, сквозь которые проступает мед духовного очищения, просвечивают миражи прекрасного.

Нечто большое возникает в поле соприкосновения шумовых каскадов разной степени интенсивности, препарированных, чистых или преобразованных в мульти-потоки вокальных пасов Иэна и мутированных партий синтезаторов, органов, аккордеона, гитары.

Предзаписанные нойз/дроун-пассажи канадец запускает с нескольких катушечных проигрывателей – часто старинных и неисправных. Выполняет различные манипуляции: замедляет пленки, включает в странных несинхронных комбинациях, играет с режимами реверберации, получая удивительные саундскейпы, не принадлежащие планете гул, «белый шум» и эмбиент. От них и ступор, и какой-то благоговейный трепет. Вокализы Крейга, барочные органы вовсе добавляют в сюжет  спиритического, почти религиозного. 

Вообще, сладкопевные и одновременно болезненные ноты с уст Крейга (мы же помним о его корнях оперного исполнителя) примешиваются в основном умозрительными инъекциями, только указывая отдаленный путь к катарсису, но иногда озаряют дремучую «плывущую» панораму поднебесным светом (и это немного похоже на песни). А бывает, трудно понять, где нойз, где человеческий голос, где акустический инструмент – настолько все переплетено, замыто эхо-петлями, искажено тейп-обработками.

Разбивать на стилистические фракции музыку также не имеет смысла. Дроун, дрим-гейз, эмбиент, фрагменты пост-рока, барокко-попа, шугейза (в отдельных участках можно засечь аналогии с Тимом Хекером, Кристианом Феннешем, Halls, Sigur Ros, Orcas)… Лучше просто отпустить, упасть в летаргический сон, где, даже будучи погребенным под ворохом грунта, получается парить.

Две блестящие пластинки на экваторе лета
Две блестящие пластинки на экваторе лета
Klaus Johann Grobe ‘Spagat Der Liebe’ (Trouble In Mind)

Занимательная в плане жанрового сплава, забавная по подаче, теплая по ощущениям  и просто очень обаятельная запись от проекта Klaus Johann Grobe. Дуэта из Швейцарии, представляющего свой второй полноформатный диск Spagat Der Liebe

Первое, что бросается в глаза (заходит в уши) – это явное увлечение парней краутом 70-х. Однако имеется в виду эдакая поп-курортная инкарнация краута, а не строгий монотонный ротор. La Dusseldorf (группа, вышедшая из шинели NEU!) в наиболее radio-friendly-варианте и еще не превратившиеся в роботов Kraftwerk периода альбома Autobahn – на беззаботной летней прогулке.

Да, характерный моторический ритм, винтажные органчики, спейс-эффекты и… И вдруг фанковый бас. Первая бесподобная изюминка. Не то чтобы прям «черный» грув, но бас-линия в половине номеров немножко фанкует. Что, конечно, еще больше распускает первоначальную краут-систему.

Чем дальше, тем любопытней. Пара песен мимикрирует под чудаковатое и одновременно упоительное лоу-фай-диско, еще пара – скорее в рамках домодельного синтезаторного нью-вейва 80-х. Сюда же песочком подсыпается бразильская тропикалия. Поют Klaus Johann Grobe исключительно на немецком – еще один балл в копилку их шарма.

Помимо обозначенных выше групп на ум приходят сопоставления со Stereolab, Питером Лихтом (например, с его бесподобными Sonnendeck, Safarinachmittag) и оригиналами вроде Яакко Эйно Калеви.

В композициях Klaus Johann Grobe (конкретно на пластинке Spagat Der Liebe) определенно есть некая эксцентричность, фриковый момент, юмор, fun. А с другой стороны – каникулярная расслабленность, органическое тепло, даже своего рода романтика. И первое, и второе - не совсем привычные атрибуты краута и краут-попа. Но в том-то и крючок, фокус швейцарского дуэта.

Владимир Сиваш


Теги:

Статьи по теме


Мы в соцсетях

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK