Три ярких альбома начала лета: FFS, Algiers и Jaga Jazzist
Три ярких альбома начала лета: FFS, Algiers и Jaga Jazzist
В одной из наиболее броских композиций диска - Collaborations Don't Work – они саркастично заявляют, мол, все эти совместные проекты не работают, «уж лучше я сделаю все сам». Оно зачастую так и есть в мире современной музыки. Только еще больше иронии в том, что коллаборация лихих шотландских рокеров Franz Ferdinand и заслуженных американских арт-поп-эксцентриков Sparks, которые образовали супергруппу FFS, как раз, наоборот, вышла практически идеальной.
Вообще, на подобное стоило рассчитывать. Несмотря на стилистические различия, в замашках команд немало общих моментов: юмор, франтовство, некая театральность, показная бравада. Более того, немало из перечисленного Franz Ferdinand почерпнули именно у Sparks, пусть чисто музыкально на них куда больше повлияли другие люди (например, Gang Of Four). Одним словом, сотрудничество, эпизодически начавшееся десять лет назад, в 2015-м вылилось в чрезвычайно органичный и яркий лонгплей.
Franz Ferdinand нужно было встряхнуться, потому как последние их пластинки уже иногда страдали самоповторами - водевильный глэм-поп братьев Маэлов подоспел вовремя. Неугомонное пиано, оживленные синты, бесподобный баланс между артом и китчем, сверкающими поп-искрами и юродивыми выходками Sparks отменно «законтачились» с щегольским пост-панком Алекса Капраноса сотоварищи. А иногда и вовсе его подменили.
Хотя опять же, микс здесь очень естественный, природный. Ни поклонникам Franz Ferdinand, ни любителям Sparks резать ухо ничего не будет. Для первых FFS окажется немного чудаковатой, эдакой ярмарочной, но крайне забористой и хитовой записью (чего шотландцам в нынешней декаде чуть недоставало). Тогда как вторые – фэны братцев Маэлов – давно привыкли к любым поворотам с фейерверком, «фигой в кармане» и очередью безотказных хуков на переднем крае.
Три ярких альбома начала лета: FFS, Algiers и Jaga Jazzist
Документальные кадры с пасторами-афроамериканцами (например, середины прошлого века), которые вещают посредством госпел-гимнов, заколдовывают. Особенно когда действо не есть праздником, а переходит в почти животный ритуал. Когда служители становятся неистовыми, впадают в раж, трясутся лихорадке – от внутренней энергии и духовной мощи аж к стене припечатывает.
Теперь представьте, что вот такую вдохновенную спиритуальную песнь, переходящую в крик, рык и сотрясание небес, кладут на сырой грубоватый гитарно-шумовой настил. Подобное и делает американское трио Algiers, на днях издавшее дебютный альбом.
Фронтмен Франклин Джеймс Фишер выворачивает наизнанку своим надрывным пением в первородной традиции южного госпела, госпел-соула, спиричуэлс и даже более ранних негритянских рабочих песен. Здесь же соответствующие хоральные подпевки, характерные хлопки в ладоши и приемы из арсенала старинного афроамериканского «хэмбоуна» (хлопки, удары по разным частям тела для создания ритмических фигур).
Но особенно эффектно его «проповеди» работают в сочетании с инструментальной частью, где земельный блюз-панк, темный пост-панк, примитивистский синт-панк. «Плавающий» нойз, фидбэки, атмосфера иногда, вообще, уводят телегу в сторону ноу-вейва и прото-индастриала.
Та самая духовная мощь, исповедь-истерика - только еще и с панком за пазухой. Удивительная пластинка.
Три ярких альбома начала лета: FFS, Algiers и Jaga Jazzist
О шестом лонгплее Starfire норвежского октета Jaga Jazzist с ударением сообщается, что он создан под впечатлением от переезда лидера группы Ларса Хорнтвита из Осло в Лос-Анджелес. Однако, как человек, следящий за творчеством Jaga Jazzist со второй половины 90-х, могу сказать: никакого особенного калифорнийского следа здесь нет. Экспансивность и эпичность, которые можно было бы отнести на счет Америки, присутствовали, например, на диске What We Must (2005). Возможно, технически пластинка выполнена еще безупречнее, чем ранее, но Starfire оперирует уже опробованными приемами. По-хорошему.
Пять длиннющих впечатляющих композиций. Мини-симфонии между джазом, роком и электроникой, отделанные в форме рапсодий со сменой структур, ритмов, тематических линий и даже стилей внутри одного полотна. От рубленого фри-джаза до головоломного IDM (впрочем, сего гораздо меньше, чем, скажем, 15 лет назад), от кряжистого джаз-рока до массивного прог-рока, от фьюжна до астральных синтезаторных сфер.
Причем музыка никогда не превращается в кашу. Тут скорее одиссея с постоянно открывающимися новыми возможностями для развития – распахнул одну дверь, а за ней еще пять на любой выбор и так далее. Куда бы не свернул, вояж продолжает изумлять и захватывать.
Владимир Сиваш
Теги: FFS `FFS, Algiers `Algiers, Jaga Jazzist `Starfire