Насущные пластинки. Теплая музыка в ноябрьский холод
William Onyeabor ‘World Psychedelic Classics 5 Who Is William Onyeabor?’ (Luaka Bop)
Говорят, лейбл Дэвида Бирна Luaka Bop, специализирующийся на любопытной этноделике, несколько лет пытался сделать возможным релиз компиляции с работами нигерийского мужчины Уильяма Онйеабора. Человек опубликовал у себя на родине восемь альбомов с 1977-го по 1985-й, затем бросил музыку, обернулся бизнесменом, во-первых, и ударился в религию, во-вторых. Он, ставший после восхищенных отзывов знатных коллекционеров-ресерчеров вроде Дэймона Албарна, Девендры Банхарта, того же Дэвида Бирна чем-то вроде культа-загадки, попросту отказывается обсуждать и даже вспоминать артистическое прошлое. А так как все диски Уильям выпускал на собственном рекординге, то и лицензировать для издания на Западе его материал крайне сложно. Однако Luaka Bop своего добились. Причем боролись, чтоб показать диво широким массам, не зря.
Онйеабор изучал кинематограф в Советском Союзе – африканские студенты, в том числе в 70-х, часто приезжали в «наши» ВУЗы. По возвращении в Нигерию создал личную продакшн-студию. Контора быстро стала больше музыкальной, чем киношной. Там была в основном электроника, аналоговые синтезаторы, возможно из-за того, что изначально все-таки планировалось озвучивать фильмы.
От синтезаторов, драм-машин Уильям в основном и отталкивался, создавая композиции для последующих альбомов. Подключая конспективные гитарные «вау-вау»-квакушки, бас, духовые и живую перкуссию, улыбчивый дядька играл своеобычный афро-фанк. Да, длиннющие афро-фанк-дорожки с преобладающими «винтажно-космическими» синтезаторами и психоделическим эффектом.
Примеси не так по тем временам давно изобретенного афробита (соотечественником Фела Кути), аутентичных нигерийских поветрий и соул-джаза присутствуют, но генеральная линия представляет собой именно кислотный афро-фанк-трип (иногда даже с элементами диско). В этих темах сколько психо-астрала, столько и пряной эйфорической этники. Прилипчивая штука.
Дополнительные штрихи к образу. Лирика Онйеабора часто затрагивала политические темы, социальные вопросы, он пел о Холодной войне и угрозе ядерного коллапса. При этом Уильям не был никаким революционером-подпольщиком, одевался в вычурные костюмы - точно поздний Элвис Пресли или богатые американские соул/кантри-певцы.
Персонаж. Очищенная от пыли десятилетий западноафриканская жемчужина.
Mount Eerie ‘Pre-Human Ideas’ (P.W. Elverum & Sun)
Казалось бы, данная работа должна быть интересна и, вообще, понятна лишь фанатам американского проекта Mount Eerie. Судите сами, пластинка Pre-Human Ideas – это что-то типа демо-версий песен с двух предыдущих лонгплеев группы. Вернее, лидер образования Фил Элверум перед туром, для которого набрал сессионных музыкантов, просто выполнил «упрощенные» варианты композиций, перезаписал их с помощью незамысловатого электронного оборудования, чтобы был понятен базис для разучивания теми самыми концертными музыкантами.
Такие себе MIDI-интерпретации, пара синтезаторов, азбучная программка в компе, автотюн-эффект для голоса. Гитарные куски – буквально вектором, чтобы наметить. Кому кроме фэнов нужны подобные «рабочие» наброски?
Тут-то самое любопытное. Диск – а Элверум вдруг решил выпустить набор - звучит очень интересно даже для тех, кто совсем не знает оригиналов, вообще в первый раз слышит Mount Eerie. Более того, если не ведать предыстории, можно принять Pre-Human Ideas за вполне оформленный, самоценный труд, продуманную идею.
Домодельный органный барокко-поп, лоу-файный минималистский slow/sad-core, отзвук эмбиент-пост-рока примитивными методами.
Вместо органического саунда, крепкого рок/фолк-инструментария – эмулированный гул, тихо и неспешно тикающие драм-паттерны, лаконичные клавишные партии, едва слышимая шестиструнка, искаженный вокал и нечастый гитарный дисторшн (приглушенный/смазанный). Мелодии, гармонии оголены. Эмоция интроверта-меланхолика хрупким хрусталем прямо перед тобой. Девственные природные виды, ностальгия по ним, грусть-печаль - оцепенительной и ранимой красотой на неприкрытой ладони. На это легко запасть безо всякого бэк-контекста.
Владимир Сиваш
Теги: William Onyeabor, Mount Eerie