Ударные альбомы на концовку лета (Franz Ferdinand +)

Franz Ferdinand ‘Right Thoughts, Right Words, Right Action’ (Domino)
Подвижность ума Алекс Капранос может демонстрировать в острых, находчивых текстах (как, например, в этот раз), но что касается музыки: путь Franz Ferdinand никогда не подразумевал витиеватые схемы, их конек -  в моментальном энтертейнмент-блицкриге. То есть, чтоб танцевать людей с пол-оборота. Так работали первые два альбома, а когда на третьем диске Tonight: Franz Ferdinand (2009) они копнули чуть глубже, едва заметно поиграв в диско, применив даб-методы записи, подхватив горстку афро-влияний (и т.д.), получилось хорошо, но по большей части без былого сногсшибательного эффекта. В этом смысле новый Right Thoughts, Right Words, Right Action, если в целом, куда ближе к первым пластинкам - четко, звонко, с щегольской легкостью.    

Опять же, исходя из формулы группы, лучше всего проверять потенцию свежих песен во время живого выступления. Как идет на фоне старых проверенных боевиков? Качает, крутит публику? Да, качает – видел собственными глазами и ощущал мышцами две недели назад в 40 метрах от сцены.  Речь, по крайней мере, о первой половине Right Thoughts, Right Words, Right Action. Стартовые четыре песни – хлесткие шлягеры, эссенция Franz Ferdinand с отточенными звуком и хуками, экономными, но смертельно хваткими мелодиями, неотразимой фертовской бравадой. Может быть, это не хиты уровня Do You Want To и Take Me Out, но пули, бьющие примерно в ту же мишень. Twisted-rock c поп-оборотливостью. Чеканные риффы, речевки-куплеты, ударные припевы, беглая фанковая лихородка в ритмической части, эпикурейский каучуковый пост-панк – одновременно собранный, концентрированный и по-мальчишески разгильдяйский.

Правда, выдержать заданный градус, всю пластинку группе не удалось. С экватора палитра несколько размывается.  Становится как раз разнообразнее. Структуры и текстуры хитрее, варьируется темп (в общем, медленнее в сравнении с завязкой диска), инструментальная гамма шире, кое-где возникает слабая дабовая доля, неожиданно слышатся «битловские» нотки и так далее в подобном духе. Однако действие обратное – становится скучнее. 

Сие есть еще одним подтверждением, что соль Franz Ferdinand, как ни поворачивай, в простых клейких дэнс-рок-стомперах, груве, точных фигурах. Парням из Глазго не нужно изобретать велосипед. Может быть, это их беда. А может быть, счастье.
 

Julia Holter ‘Loud City Song’ (Domino)
Предыдущие 3-4 года американская певица/композитор Джулия Холтер, безусловно, была на радарах у меломанов, но все-таки имела вес в довольно узких кругах вместе с другими молодыми исполнительницами схожего толка вроде Джулианны Барвик (у нее тоже отличный альбом недавно вышел) и Grouper. Оно и понятно: записи следовало относить на счет авангарда – домашние эксперименты на ниве эмбиента, академического минимализма, modern classical composition. Новая пластинка  Loud City Song, вдохновленная французской новеллой середины прошлого века Gigi (у Холтер всегда концепты) и записанная в профессиональной студии (хотя не в этом суть), - явно самый доступный диск Джулии, который вынесет барышню к более широкой аудитории (например, должен прийтись по вкусу поклонникам Кейт Буш). Нет-нет, по-прежнему крайне изобретательная работа, однако ее скорее стоит именовать «арт-попом», чем «авангардом».

Во-первых,  свои нетривиальные идеи, неочевидные аудио-плоскости девушка преподносит легко, игриво.  Во-вторых,  привычные мульти-трековые вокальные раскладки встроены в какие-никакие песни, а не аморфные абстракции. В-третьих, Холтер действительно привнесла традиционные в общем понимании элементы в музыку. Не лишь нео-классический минимализм, но и фрагменты ведьмовского барокко-фолка,  джазовые гармонии, кое-где электронный ритм и эффекты, даже черточки кабаре. Оркестровки стали размашистее,  а шумы явнее.
Тот случай, когда шаг к поп-территориям (ну, условно), видится смелым и оправданным шагом. 
  

Владимир Сиваш


Теги: Franz Ferdinand, Julia Holter

Статьи по теме