10 лучших концертов фестиваля Sziget-2013 (ВИДЕО)
Видно, как-то заколдовано у меня с будапештским Сигетом. Очередная, на сей раз неожиданная встреча с фестивалем состоялась, по сути, ввиду того, что прославленный ивент, как все мы теперь знаем, в следующем году будет иметь младшего «брата» прямо у нас, то есть, пройдет и в Киеве. Собственно, благодаря Sziget Ukraine ударами по барабанным перепонкам и, бывало, по печени (по-хорошему), визуальными впечатлениями и встречами с друзьями, делившими твой досуг здесь же десятилетку назад, снова пережита-переслушана неделя на Острове.
Известно, и устроители никогда не скрывали, что Сигет - больше мультидисциплинарный хэппининг, чем акцентировано музыкальный слет. Буйная молодежная ярмарка. В этой связи организатор всего мероприятия Карой Герендаи поведал любопытную вещь. Мол, на заре всего дела, в начале 90-х, ему и друзьям было всего-то по 21-22 года. Они просто не знали – да и, советская система только развалилась, железный занавес недавно упал - как делать классический музфест. Поэтому с самыми необычными идеями придумывали свое, не похожее ни на кого и ни на что действо. Дальше сия линия только развивалась, превращая борозду во все более широкое, пестрое арт-пространство, а не лишь наводнение исполнителей с громкими именами.
В нынешнем сезоне такой вектор достиг апогея: пятьдесят четыре площадки, где, как говорится, хоть цирк, хоть цыгане (а так и есть), тридцать километров ночной иллюминации, куча безумных забав и аттракционов, имитация руин-баров, театры, варьете, механические собачки, оркестры шальных дедушек и еще бог-знает-что в каком угодно количестве. Знаю людей, которые с радостью и счастливым пофигизмом растворились в подобном, но у нас все же музыкальная программа в приоритете, раз уж внезапно на Острове. Субъективный блиц по наиболее громким и врезавшимся в память концертам.
Ник Кейв (вместе с The Bad Seeds)
Гроза, Мефистофель в пограничном состоянии, суровый шаман. Нынешнее шоу оказалось менее неистовым, чем на том же Сигете лет 8 назад, теперь было больше погребальных элегий вроде Into My Arms (которую Кейв когда-то пел на похоронах Майкла Хатченса), однако манера Ника не меняется. Потусторонняя ворожба и заупокойные, но вдохновенно-романтичные гимны сменяются блюз-панковым боем с иррациональными движениями, конвульсивными всплесками. Дикий оскал и вдруг демонический транс певца, вводящий и публику в оцепенение. Присутствовали темы с последнего альбома (всего шесть), включая Jubilee Street и Mermaids, к финалу из распевных красот превращавшиеся в бурю. Но больше старых песен-осколков: The Weeping Song (теперь без Бликсы Баргельда весь текст поет сам Кейв), Tupelo, The Mercy Seat, Stagger Lee… Такой внутренней силы Артистов в мире горстка.
Blur
Пусть Деймон Албарн уже давно имеет репутацию умнейшего музыканта, разностороннего и глубокого продюсера, которому по плечу хоть рок, хип-хоп, электроника, хоть дорожки к фильмам да опере писать, хоть аутентичной африканской музыкой заниматься или курировать реальный авангард, когда он выходит на сцену со своим первым и главным детищем Blur, то оборачивается тем давним брит-поп-юнцом – не манчестерским хулиганом, конечно, но лондонско-колчестерским «пацанчиком» в узкой джинсе. Да, несколько потрепанным, поначалу даже вялым и будто с перепоя, но по итогу со знакомой припрыгивающей походочкой, ухмылками и скачками под прилипчиво-расхлябанные боевики. Сет-лист на убой – навскидку Girls & Boys, Beetlebum, Coffee & TV, Tender, Country House, This Is A Low, The Universal, Song 2.
Woodkid
Какой-никакой хайп. Средней руки. То есть, писал на данном ресурсе про альбом: все круто, красиво, интересно, но чуть-чуть перебор – чтоб прям Грэмми от модников и моднящихся получить. Тем не менее, живьем это было очень хорошо. Трио духовиков, отвечающих за барокко-эффект, трио броских барабанщиков, воспроизводящих (псевдо)милитаристскую тайко-браваду, клавишник, заменяющий оркестрантов. Классный свет, загадочные символы на экране. Звучит, смотрится. Энергетика валит. Ну, и сам – микс хипстера и торч-трубадура. Дебютный диск от корки до корки. А больше ничего и не нужно. Ведь так ждали, так ждали – прям писк стоял в громадном павильоне A38 (кстати, как уверяют организаторы, в нынешнем году самом большом фестивальном чуть ли не во всей Европе).
Franz Ferdinand
На Францах писк стоял и в середине 00-х, и сейчас брызги летят. А что ты с ними поделаешь? Почти десять лет прошло, только пред очи все те же стиляги-молодчики во главе с щеголем Алексом. И песни: моторика, чеканные припевы в ноги-живот да хуки, хуки, хуки – крутит-вертит, от зубов отскакивает, как не ерничай. Причем, речь и о новых песнях из вот-вот выходящего четвертого лонгплея Right Thoughts, Right Words, Right Action, коих было немало (смотри ниже Love Illumination, например). А уж про проверенные болванки вроде Take Me Out или Can't Stop Feeling и говорить нечего. В последнюю, к слову, парни удачно ввернули диско-петарду I Feel Love (1977) Донны Саммер и Джорджио Мородера.
Регина Спектор
Почти наша (родилась в Союзе и отлично говорит по-русски) Регина выступала в 16:00. Стояла ненормальная 38-градусная жара. Однако людей под Main Stage пришло много. И никто не уходил, как бы ни палило. Спектор обаяла, очаровала, умилила. Признаться, мне на последних альбомах не хватало чертовщинки, легкой взбалмошности ее ранних записей. И, слава богу, что ничего такого не было теперь. Дело даже не в музыке – наряду с преобладающими пиано-разливами имелись и чуть более смелые вещи (например, All The Rowboats). Просто сама Регина подкупила какой-то непосредственностью, даже трогательностью. Милые истории между песнями, белое платье, трепетные мелодии и все такое. Люди просто улыбались.
!!! (Chk Chk Chk)
Сегодня !!! – далеко не та команда, что рубила психотропное диско-буги и панк-фанк в начале-середине 00-х, рассматривалась в числе первейших соратников LCD Soundsystem и Out Hud. Теперь – развеселый эксцентричный фанки-диско-шабаш. Очевидней всего это проявилось на живом выступлении. Будто многоголовый рок-состав наплевал на условности и пропал с головой в бесконечном диско-гедонизме. Фронтмен Ник Оффер в трусах и с такими забавными, а то и вызывающими па, что, если бы не очевидная самоирония (ведь !!! из нью-йоркского хип-авангарда изначально), можно было бы и фол засчитать. А так – смех, грув, умноженный на два, и фанк, умноженный на три. (Видео не с Sziget)
Calexico
На World Music Stage, конечно, традиционно преобладал балкано/латино/афро-угар. Среди исключений можно отметить любопытный проект Kabatronics – коллаборацию знаменитых Transglobal Underground и албанского оркестра Fanfara Tirana (хотя балканщины, понятно, здесь тоже хватало), наших DakhaBrakha (перед сценой почти все гости из Украины собрались), французского раи-рок-ветерана Рашида Таха или, вот, отменных американцев Calexico с их проникновенным альт-кантри, протяжным нуар-блюзом пустынь и брошенных мотелей, задушевными мексиканскими болерос. А еще ближе к финалу они неожиданно сыграли офигенный кавер на Love Will Tear Us Apart Joy Division.
Empire Of The Sun
Слушать дома недавний второй альбом австралийцев Empire Of The Sun странно: слишком много «блесток и шампанского», навзрыд ярко. А вот на представлении подобная тема – самое оно. Да, по сути, мы услышали playbaсk-концерт, но даже это неважно в свете самого шоу – гипертрофированный глэм, ослепляющий космик-пафос с фантасмагорическими костюмами, сюрным галактическим видео, сериями визуальных эффектов, театрализованной подтанцовкой килоджоулями эндорфинов выливались на публику под упругое и сочное до предела синт-диско. Завершал сет-лист программный хит Alive: на площадке случился взрыв атомной бомбы. (Видео не с Sziget)
Rangleklods
По окончании выступления Woodkid многие покинули павильон A38. Зря. После разрекламированного француза на сцену вышел датчанин Rangleklods. Лично для меня – один из самых ожидаемых гигов всего феста. Отстраненность и романтика, машинерия и элегантность, ночная прохлада и магнетизм. Дарк/колд-вейв, синти-поп, пост-панк. Прошибающий баритон, отточенные биты. Эсбен Андерсен, который и есть Rangleklods, гипнотизирует и танцует одновременно. (Видео не с Sziget)
Les Tambours Du Bronx
В качестве необычного, как весь разнохарактерный Sziget, финала блица, и чтобы не выбирать между еще дюжиной достойных, но очевидных для данного списка концертов, включая, например, Tame Impala, Bat For Lashes, The Bots, Editors, Totally Enormous Extinct Dinosaurs и так далее, - нечто экзотическое. А именно - кусочек перфоманса французов Les Tambours Du Bronx. Почти двух десятков исступленных барабанщиков, выбивающих из баков и прочего приспособленного под перкуссию «материала» бешеный индустриальный трайбл. Они и выступали в последний день «Сигета». 21-го по счету фестиваля на будапештском острове Обуда.
Владимир Сиваш