Первые впечатляющие пластинки лета (ВИДЕО)

Austra ‘Olympia’ (Domino)
Сенсационные два года назад канадцы Austra во главе с артисткой латышского происхождения Кэти Стелманис  прибыли со вторым лонгплеем Olympia, немного подкорректировав стиль и став ровнее, доступнее.
Нет-нет, беспокоиться не стоит: принципиально бэнд из Торонто отталкивается от принесшей им успех формулы. Где в центре, прежде всего, выдающийся голос Кэти, которой прочили оперную карьеру, но она предпочла ей электронную музыку,  не растеряв, однако, вокальных способностей. Голос  - в контексте готического синтезаторного попа с отзвуками колдовского дарк-вейва, таинственного барокко, викторианскими тенями. По линии от Zola Jesus через Карин Дрейер Андерсон к Кейт Буш.
Тем не менее, на новом альбоме Austra меньше играют в сумрачно-торжественную патетику, почти никак не намекают на классические корни (помимо все того же пения), а болезненные  гимны Стелманис под фортепиано полностью освободили место для ныне доминирующей электро-поповой готики. Собственно, готики-то значительно меньше. Канадцы тут концентрируются не на атмосфере, а на звуке, прямой танцевальной структуре и ритме.    
Кэти откровенно говорит, мол, хотела инкорпорировать дэнс/техно-влияния.  И это очень заметно. Некоторые песни имеют в основе не синти-поп, а нечто, приближенное к хаусу, пиано-хаусу. Другое дело, что все по-настоящему сыграно: никаких лупов – лайв-перкуссия (пусть и электронная), клавишные-синты и флейты, например. Вообще, концепция  живого бэнда, исполнения в реальном времени. Поэтому, хотя навскидку свежие композиции видятся проще, чем прошлые, заточенными под паттерны от теперешней танцевальной музыки, звучат они точно не попсово, во-первых, и место им все равно в инди-поп-, гот-вейв-, арт-сообществах, а не в клубах, во-вторых.

Jon Hopkins ‘Immunity’ (Domino)
Британский музыкант Джон Хопкинс решил наконец-то выйти на передовую, показаться в первых рядах. Дело в том,  что он, имея солидный бэкграунд, уважение коллег и пытливых меломанов, в течение десяти лет казался эдаким сайд-мэном. Джон записывался с Брайаном Ино и Кенни Андерсоном, aka King Creosote,  работал с Massive Attack, Дэвидом Холмсом и Coldplay, создавал саундтреки к вполне удачным фильмам, в общем-то, и собственных альбомов выпустил аж три, более того, номинировался на получение престижной Mercury Music Prize - однако оставался как бы за кулисами. С его музыкой, базирующейся по большей части на эмбиенте, эмбиент-гейзе и академическом минимализме, это логично, хотя ее, музыки, душещипательно меланхоличный эмоциональный посыл явно выделял Хопкинса из ряда творцов нейтральных, фоновых абстракций.  Ему оставалось чуть-чуть подтолкнуть свой продукт к поп-рынку, тем более, Хопкинс понимал, что может быть на одном или почти одном уровне с Royksopp, The XX, Four Tet, у которых выступал на разогреве.
Четвертый лонгплей Immunity как раз данный шаг и делает.  На настроенческом, чувственном уровне Джон почти ничего не поменял: все те же чародейные аудио-экспедиции, торкающее человеческое тепло, что-то щемящее, мягкий поток воспоминаний одновременно с улыбкой и грустинкой, едва уловимые зефиры сожалений, новых грез и надежд. Только теперь он значительно приблизил запись к современной электронике. Плавные волны эмбиент-гейз-созвучий и минималистскую фортепианную капель в духе Французского Импрессионизма, а конкретно Эрика Сати,  Хопкинс прошил ритмом, выделил явный скелет и канву, за которую можно держаться во время эйфорической ментальной одиссеи. Так, на Immunity угадываются IDM, техно, механистический даунбит. Они ни в коем случае не нарушают систему,  к тому же часто возникает такой себе трансовый эффект, еще более расширяя горизонты воображаемых полей элегической красоты.       
Новая пластинка Джона Хопкинса может прийтись по вкусу поклонникам позднего Саши Ринга, aka Apparat, Ульриха Шнаусса, Натана Фейка и даже Джеймса Холдена, но и любители синематографического эмбиента вряд ли будут разочарованы.

Владимир Сиваш
 


Теги: Austra, Jon Hopkins

Статьи по теме