Величественный финальный репортаж эпохальной группы

X-TG ‘Desertshore / The Final Report’ (Industrial Records)
Если уж ставить точку в истории проекта, который стал сверхзначительной вехой в современной музыке, то вот таким образом. Блестящий двойной альбом от участников одной из главных экспериментальных и наиболее инфлюентивных групп на планете за последние 35 лет Throbbing Gristle, в связи с которыми в серединне 70-х, в принципе, возник термин индастриал, и которые повлияли, в том числе в рамках сайд-бэндов (Chris & Cosey, Psychic TV, Coil), на формирование и развитие многих других стилей – от scary-ambient’а и прото-техно до EBM и фьюче-попа.   
То есть, проект официально не может именоваться Throbbing Gristle, поскольку после нескольких ре-юнионов осенью 2010-го группу окончательно покинул Дженезис Пи-Орридж, и трое оставшихся участников заканчивали тур под вывеской  X-TG (EX-Throbbing Gristle или The Remains of Throbbing Gristle). Кроме того, чуть позже умер и другой ключевой человек Питер Кристоферсон. Но,  собственно, работы, что были задуманы и начаты еще с последним - в составе Крис Картер, Кози Фанни Тутти, Питер Кристоферсон - и стали материалом для финального релиза «эпохи Throbbing Gristle», пусть и под чуть видоизменённым названием.
Диск номер 1. Desertshore. Кавер-альбом известной одноименной пластинки начала 70-х певицы-иконы Нико (Velvet Underground и прочая, и прочая). Кристоферсон всегда был ее поклонником и шесть лет назад предложили эту идею.  В 2007-м, еще с Пи-Орриджем, команда в течение трех дней устраивала 12-часовые лайв-сессии на тему Desertshore. Однако значительно позже, перед смертью, Питер решил полностью перезаписать, ре-конфигурировать материал,  сделать натуральный «собранный» альбом, полностью исключить вклад Дженезиса, зато пригласить гостей-вокалистов из собственного списка фаворитов. Его пленки, скомбинированные с записями Криса и Кози, лягли в основу нынешнего тома.   

Сам оригинальный диск Нико, спродюсированный Джоном Кейлом, - точно авангардистская на тот (да и на сей) момент вещь - звучит как месса, отходная молитва с трагическими органами, трепетным неоклассическим фоно, действенным минимализмом и пробирающим сильным голосом певицы.  А в нынешней интерпретации X-TG с вокалами Энтони Хегарти (Antony & The Johnsons), Бликсы Баргельда (Einsturzende Neubauten), Марка Алмонда, режиссёра Гаспара Ноэ, понрозвезды/артистки Саши Грей и «своей» Кози Фанни Тутти – это какая-то просто запредельно волнующая, мрачно-возвышенная и пронзительная материя. Точно что прекрасная эпитафия как Кристоферсону, так и всему проекту.
Протяжные ноктюрны с дарк-эмбиентными фонами, синтезаторным дроуном, замедленными ритмическими и звуковыми каскадами инфернальной машинерии, блуждающим металлическим эхо, препарированным  коматозным индастриал-рокотом, а также удивительными и восхитительными в подобном пространстве духовыми и дарк-фолковыми моментами. Голоса придают особенного колера –  болезненные ноты Хегарти, чувственно-декадентское пение Алмонда, отстранённая мантра Саши Грей, spoken word на французском Гаспра Ноэ или немецкий выговор Бликсы Баргельда.  Шедеврвально.
Диск номер 2. The Final Report. Последние совместные инструментальные студийные джемы Картера, Фанни Тутти и Кристоферсона. Это больше для истинных фэнов и музыкальных диггеров. Авангардно-эзотерический аудио-экспириенс. Мистическое гудение, басовый пульс, как техно из бункера, пост-апокалипсические саунд-ландшафты с обрывками нойза, опять же scary-ambient, странный электро-поп, мутантский doom-dub и такой же doom-jazz (Emerge To Space Jazz). Такая штука может служить и гидом по разработкам разных лет Throbbing Gristle.
Одним словом, цели достигнуты. Если рассматривать весь релиз в целом – и памятник, и курс по творчеству, и выразительный финал.

Владимир Сиваш


Теги: X-TG

Статьи по теме