Один день на фестивале Chernihiv Jazz Open
Понятно, что организовать мощный по лайн-апу фестиваль, тем более на ниве, некоммерческого, по сути, направления музыки, да еще и не в столице или одном из миллионников, крайне тяжело. Что касается Chernihiv Jazz Open, мероприятие, которое проводилось всего третий раз, устраивается практически энтузиастами, насколько знаю, без какого-либо спонсорского финансирования и все такое. Так вот, ясно, что созвездия именитых западных артистов следует там же, на Западе, и искать. Здесь же должно быть благодарным хотя бы за одного «дальнего» гостя – французов Paris Combo. Но лично я, отдавая отчет в вышесказанном, направлялся даже не за ними (хотя и состою с парижанами в товарищеских отношениях). Ехал за легкостью, атмосферой, приятным уик-эндом, хорошей музыкой – просто хорошей «без имен», без известных строчек на афишах, когда можно отключиться и воспринимать с чистого листа без давления авторитета. Именно это и получил.
Один день на фестивале Chernihiv Jazz Open
Во-первых, Чернигов. Как и в случае с известным южным мероприятием схожего толка, половину будущей славы фестиваля составит место его проведения. Аура, тихая красота сего места, радостно-безмятежное настроение, им вызываемое. Через 130 км и полтора часа от интенсивной столицы попадаешь в мирный град с сосредоточенными в пределах небольшого центра десятком старинных церквей, историческим Парком-Валом над Десной и центральным проспектом (Мира), на котором разлито умиротворение, а не кипящий круговорот, и которому даже некоего шарма придают атрибуты советского прошлого.
Как раз на проспекте Мира состоялся так называемый Джаз-Парад, одна из умилительных изюминок Chernihiv Jazz Open. Умилительных в том смысле, что в этом виделся, опять же, чисто энтузиастский и дебютантский порыв. Однако в данной легкости, необязательности, наивности и соль. Юморные транспаранты (да-да) подобно Золотому теленку Ильфа и Петрова, дети с шариками, бабушки с флажками, конечно, много молодежи. Впереди - оркестр Военно-музыкального центра Сухопутных войск ВСУ. Одетый в ретро-стиле и исполняющий нечто среднее между военными маршами и ранним джазом первой половины прошлого века. Специально или нет, но в точку – ведь в Новом Орлеане примерно 110 лет назад джаз, среди прочего, возник и от музицирования военных маршинг-бэндов, срывавшихся с бравурного духового строя в вольные рэгтаймы. Их шествия на протяжении следования обрастали людьми, в конце превращаясь в карнавал. В Чернигове, продвигаясь под аккомпанемент веселья и улыбок прохожих, все закончилось концертом на так называемой Зеленой Сцене – напротив музыкально-драматического театра имени Шевченко. Любопытно, что в 30 метрах позади Зеленой сцены располагается здание Черниговской областной администрации. Но ни один из… двух (!) милиционеров никак не отреагировал на такое шумное соседство.
Один день на фестивале Chernihiv Jazz Open
Упомянутый театр Шевченко – главная локация феста. Тут состоялись два вечера с основными концертами. Попав на второй и главный, застал местных ребят Jazz inЖир, киевлян Руслан Егоров бэнд и, собственно, Paris Combo. Черниговские парни Jazz inЖир, стартовавшие ровно год назад на предыдущем Chernihiv Jazz Open, держались, скорее в силу возраста, скромно, но играли вполне прилично. Кстати, из всех трех коллективов они выдали наименее развлекательную, и наиболее глубокую, исследовательскую версию джаза. Особенно, конечно, стоит выделить клавишника Бориса Кузьменко – молодой человек своими соло-партиями сразу взял в оборот зрителей. Зал, между прочим, был заполнен практически полностью, чего абсолютно не ожидал. Но пришли, я так понимаю, все – арт-прослойка, элита, хипующая молодежь, колоритные пенсионеры. Впрочем, встретить в антракте приятелей-киевлян, например, известного ди-джея и муздеятеля Костю Мишукова или еще раньше на проспекте Мира другого не менее знатного ди-джея и деятеля Ваню Дербастлера, тоже оказалось возможным.
Один день на фестивале Chernihiv Jazz Open
Квартет Руслана Егорова в строгих пиджаках и «накрахмаленных» белых/черных рубашках, в отличие от черниговских юношей, наоборот, с момента появления выказывал солидность и даже определенный шик. Оно и понятно – бэнд исполнял множество стандартов с оттенком утонченной роскоши «золотой американской эстрады» 50-60-х. Все эти костюмы, филигранное исполнение, само собой, вокальная манера Руслана Егорова – дух «крысиной стаи» Синатры-Кросби или мягкие флюиды бразильцев Жобима-Велозу витали в воздухе наравне с изысканной и вместе с тем легкой джазовой трактовкой.
Ну и, Paris Combo были… как Paris Combo. Чрезвычайно обаятельны, милы, искрометны и одновременно душевны. Яркие, запоминающиеся и в тот же момент мимолетные, необязательные. Более «французистую» группу, в общем-то, непросто отыскать. Свинг, джаз-мануш, уличный шансон, взвинченный мюзет, мультикультурный замес с встречей на Площади художников на Монмартре - все только вокруг да около джаза. Но публике до сего, конечно, дела не было. Шарм Белль Дю Берри, в финале таки заставившей театр танцевать, и 20 лет матерого концертного опыта Дэвида Льюиса сотоварищи свое дело сделали.
Один день на фестивале Chernihiv Jazz Open
После шоу в гримерке Белль сказала мне, что они даже не ожидали такого приема, и выглядела очень довольной. Чернигов казался еще более довольным растекающимися по городу людьми. Кто-то направлялся на after-party с джем-сейшном и ди-джеями в арт-паб Vareniks, кто-то просто гулять на ночной Вал и проспект. Отдав лишь несколько минут первому счел более правильным и отвечающим настроению завершением поездки все-таки второй вариант.
Владимир Сиваш
Теги: Chernihiv Jazz Open