Вторая пара достойных пластинок начала осени
The Orb & Lee Scratch Perry ‘The Observer In The Star House’ (Cooking Vinyl)
Может, бросаться громкими словами - дурной тон, но тут уж не увильнешь: мастодонты электроники 90-х The Orb и мессия даба Ли Скретч Перри представили совместный альбом, что стал следствием давнишнего фестивального диджей-гига Алекса Патерсона, в котором в качестве MC, а вернее по ямайским правилам – тоастера, принял участие Перри. Репутация высока, слишком многое поставлено на карту – слава Богу, не разочаровали.
В общем-то, и не удивили абсолютно – четкое слияние двух океанов, но уж лучше ожидаемый презент, чем пустая коробка от него. Кому-то может показаться, что крен все-таки больше в сторону даба, то есть, к корневой линии Ли Скретч Перри. Только ведь, несмотря на обозначения музыки The Orb 15-20 лет словами «эмбиент» и «эмбиент-хаус», в их творчестве всегда было о-о-очень много даба. Я бы даже сказал, что здесь как раз-то фирменный «орбовский» spacy-dub и dub-housе (да чуть-чуть трайбла в финале). Безумец Перри само собой налил спирита, магии, его приговорческие мантры задали сюрреалистический вектор – и лирически, и музыкально. Собственно, для пришельца не от мира сего, коим, безусловно, является старый ямайский колдун, пространственный астральный саунд The Orb подходит идеально.
При этом, отмечу, дядьки не стали, что называется, «загоняться» - работа звучит сколь глубоко (ну, еще бы – применительно к приличному дабу иного обозначения быть не может), столь и слушатебельно.
Kreidler ‘Den’ (Bureau B)
Одна из ключевых наряду с To Rococo Rot и Tarwater команд так называемого «немецкого электронного пост-рока» 90-х и нео-краута, дюссельдорфская формация Kreidler, продолжает записывать пластинки, которые могли бы прийти из 70-х, были «передним краем» в 90-х и продолжают казаться практически безупречными сегодня.
Сейчас они выпускают свой 11-й альбом за почти двадцать лет карьеры. Он использует лучшие краут-наработки, в том числе их же приемы, но звучит свежо по сравнению с двумя предыдущими дисками Mosaik 2014 и Tank (лимитированные миньоны мы не считаем). Там Kreidler делали сильный упор на ритмику, использовали очень много перкуссии, напирающих барабанов, давали практически параноидальный трайбл. На диске Den, конечно, тоже хватает циклических ритмических лупов, только это скорее тот самый патентованный teutonic-beat, а не мутация в шаманскую тропическую полиритмию.
И, главное, Kreidler тут выработали иные приоритеты. Не плотный клокочущий ритмический транс - но композиции, в которых много места, пространства, мелодий. Спейс-поп-воздух, кристаллы, неон, элегантный футуро-краут и аллюзии на наиболее атмосферные темы своих соседей по кварталам Дюссельдорфа Kraftwerk (да, электроника здесь преобладает над органикой). Аранжировки, можно даже сказать, ажурные - по их меркам, само собой.
Еще одна совершенная работа серьезных немецких мужчин.
Владимир Сиваш