Музыкальные новинки от Игги Попа и Челониса Джонса
Iggy Pop ‘Apres’ (Thousand Mile Inc.)
Новая работа Игги Apres - противоречивая пластинка. Нет-нет, дело совсем не в том, что лютый гараж-панковый беззаконник вдруг оборачивается чувственным балладным дедом. Он уже им становился, например, на альбоме трехлетней давности Preliminaires (да и на боле ранних сольных альбомах проскакивало). А в том дело, что на сей раз Игги Поп сделал это уж как-то слишком эстрадно, попсово в аранжировках и безконтрастно.
То есть, на предыдущем Preliminaires (2009) дядька задал стандарт. Брутальный нигилист пустился в исповедальный тон. Наждак лег на мягкую ткань. Рокер со шрамами сбросил защитные щитки. Только в том-то и вопрос – там присутствовал здоровский контраст, который, собственно, «рубил». Там Поп играл в черное и белое. Без украшательств и «эстрады». Все еще «побитый» голос на оголённый вампирический блюз-рок и протяжный блюз. Суровый нарратор на smoky-джаз, новоорлеанский всплеск и боссу. Лаконично, просто и безотказно.
На новом Apres вроде бы та же идея. Снова каверы, снова чувственность. Опять же эффект, когда, человек, которого вы видели с голой задницей на сцене во время выступлений The Stooges, вдруг поет почти колыбельные. Но, во-первых, сие уже абсолютно не неожиданно, а, во-вторых, вместо пронзительности мудрого акына, засевшего за честные мемуары, – прям уж совсем сентиментальность.
Даже материал подобран «полегче» - песни Джо Дассена, Beatles, Сержа Генсбура, Фрэнка Синатры, Эдит Пиаф, Анри Сальвадора, Жоржа Брассенса (французский вектор очевиден)… Нет, отличный материал – но уж не джаз и не блюз. Собственно, не в этом дело – аранжировано все гладко, стройно, без углов, с оркестровыми струнными, женскими подпевками. Именно, что по-эстрадному скорее. Плавный крунер и шансонье здесь Игги – это да. Хотя, конечно, его голос не потерял черствой, грубоватой нотки, и он все равно держит свой фокус.
В остальном - все красиво, все приятно (странное слово для Попа, да?). Если не слышать альбом Preliminaires, и поставить данный диск сразу после просмотра какого-нибудь шоу с Игги, где человек бушует и бьет охранников у сцены (ха-ха, такое как-то сам наблюдал на его представлении), то можно и офигеть. Одним словом, противоречивая пластинка.
Iggy Pop - Et si tu n'existais pas (Joe Dassin)
Iggy Pop - La Javanaise (Serge Gainsbourg)
Chelonis R. Jones ‘The Prison Buffet’ (Systematic)
Давно перебравшийся из Большого Яблока в Европу Chelonis R. Jones – фигура диковинная в мире современной электронной музыки. Его записи специфические (выпускался и выпускается на Get Physical, Systematic, записывался с Booka Shade, Lopazz, Royksopp etc.). В смысле, ничего экспериментального и мудрённого – странный синтетический поп под маргинального (как для поп-мира) певца.
Над всем витает дух свободного арт-подхода (неудивительно, человек – художник, поэт, продюсер и прочая): он комбинирует электро и электро-хаус со своеобразным соулом. Свой удивительный вокал, фланирующий от отстраненного холодного («синти-попового») до пластичного афроамериканского с намеками на Принца и прочих, - с техно-битами, нью-вейвом и дигитальным фанком. Контроверсивные фетишистские сексуальные кривляния – с хмурой индустриальной механикой. Чистую машинерию - со спиритуальным госпелом. Нарочитое отчуждение, индифферентность – с опять же соулфул-гаромниями и поп-хуками.
Продакшн зачастую выполнен таким образом, что кажется будто музыка и голос как бы оторваны друг от друга. Более того, несмотря на современные элементы, чудится: продакшном занимались какие-то визионеры (вплоть до Артура Рассела – не по стилю, по подходу, духу) из нью-йоркского арт-подполья стыка 70-80-х. И сам Chelonis R. Jones словно прибыл из того же места, времени и контекста. Вот на новом альбоме отзвук прото-хауса еще работает в данном направлении. Собственно, почти все сказанное можно отнести на счет свежей (четвертой) пластинки The Prison Buffet. Наверное, наиболее, хваткой и забористой из всех его альбомов.
Владимир Сиваш