Музыкальные новинки от Джека Уайта и Себастьяна Теллье

Jack White ‘Blunderbuss’ (Third Man/XL)

Удивительно, несмотря на множество проектов – The White Stripes, The Raconteurs, The Dead Weather, продакшн альбомов других хороших артистов (от Ванды Джексон до Карен Элсон), музыку к кино (включая «Бонда») и прочая, и прочая (почти как Деймон Албарн) -  диск Blunderbuss формально является первым сольным лонгплеем Джека Уайта.

Намеренно или нет (оставлял нишу для себя любимого?), но  Blunderbuss оказалась чуть ли не наиболее аттрактивной для широких масс пластинкой из всех работ Джека. Альбом имеет в арсенале почти все приемы и признаки упомянутых прошлых затей, но при этом диск по меркам Уайта ясный, прямой, мелодичный, не замороченный. То есть, если о The Dead Weather могли писать хоть женские глянцы, мол, супергруппа и все такое, однако слушать сей жесткий зомби-хард-блюз аудитория такого издания никогда в жизни бы не стала, то в Blunderbuss после пары-тройки  грубоватых номеров на старте следует вполне себе доступная, не тяжелая, дышащая воздухом музыка. И это ни в коем случае не плохо! Наоборот, пусть легче и мелодичней, но слушая альбом целиком, понимаешь, что это очень зрелая, чрезвычайно разнообразная от песни к песне запись. Нет, не для женского глянца – для взрослых меломанов, кому «альтернатива» уж не в тему.

Да, здесь, само собой, найдется фирменный хардовый блюз-рок. Кряжистый и, что называется,  с яйцами. Или размазывающий упырь-блюз мрачных кабаков южно-центральных американских штатов. И, вообще, настоянно большинство песен на блюзе – от него Джеку никуда не деться. Однако, во-первых, сжатый упругий компрессированный саунд зачастую уступил место воздуху, пространству и свету в аранжировках (гитары же вообще, бывают, выпускают вперед фортепиано). А, во-вторых, чисто стилистически половина композиций уходит к распевному фолку долины Миссисипи и Нэшвилла, размашистому кантри-блюзу (даже с элементами госпела), появляется ритм-н-блюзовый doo-wop. Причем, в отличие от ретро-ориентированного  The Raconteurs, здесь дело не кажется стилизацией. Все органично. Открыто.  Вернее -  мощно, открыто и захватывающе. В этих рамках Джеку даже удалось сочинить несколько совершенно неотразимых гимнов вроде Weep Themselves To Sleep.

Одним словом, хватит уже вспоминать Seven Nation Army и Icky Thump. И без них Уайту в образном зале славы рок-н-ролла место уже зарезервировано.

Jack White - Love Interruption

Sebastien Tellier ‘My God Is Blue’ (Record Makers)

Все знают: Себастьян Телье – не от мира сего. Чудак, утопист, гений на грани с помешательством. Далеко ходить не надо – достаточно посмотреть на его глаза и просто внешний вид. Я вот, правда, являясь поклонником Себа с самого первого альбома 2001-го года, всегда видел в этой малахольной эксцентрике, порождающей «воспаленные» аудио-визуальные образы, достаточное количество иронии. Однако свежая долгожданная пластинка My God Is Blue как-то даже пугает – похоже, он серьезно. Космос, месседжи от Создателя,  слияние наших видений-мечтаний в единое Большое и тому подобное – все это, конечно, так или иначе, уже у француза было, но теперь он, кажется, представляет себя каким-то пришельцем-Мессией, и вообще данная тема приняла капитальный размах.

Соответственно, музыкальная составляющая, оставаясь по большому счету в его привычных координатах,  еще пуще зарядилась нарочитой помпезностью, высокопарностью, галактическим пафосом.  Пожалуй, Телье – один из немногих, для кого подобное вполне нормально. Поскольку музыка сколь напыщенна (специально!), столь и мечтательна. Романтична, волшебна (в прямом понимании), завораживающе красива. И что любопытно – хрупка, болезненна и трепетна. Да, пафосная и трепетная. Одновременно. В этом весь Телье.

Что до самой ткани, то, несмотря на продюсерские усилия от Mr. Flash (с Ed Banger), большинство ходов вполне в русле творчества Себа. Причем разных периодов.  Здесь есть и dreamy-электро-поп, утопающий в звездной гуаши, аналоговый семидесятнический ретро-футуризм – в общем, отголоски прошлого «синтетического» лонгплея Телье Sexuality (продюсер Ги-Мануэль де Омем-Кристо из Daft Punk), еще и приправленные замедленным диско-фанк-вайбом.  Есть более ранние спейс-рок-манифесты и прог-рок-аллюзии, обрачивающиеся симфо-сагами с хоралами. Есть и изящные акустические практически фолковые пьесы.  Основное ж не текстура, как говорит сам музыкант, а месседж.  Обеъеднимся же в Храме Себастьяна Телье.

Объединимся? Нет, пожалуй, просто музыки будет достаточно.

Sébastien Tellier - Pépito Bleu

Владимир Сиваш 


Статьи по теме