Новинки от Prinzhorn Dance School и Burnt Friedman
Prinzhorn Dance School ‘Clay Class’ (DFA)
Четыре с половиной года назад, когда дуэт из Брайтона Prinzhorn Dance School выпустил премьерный альбом, они звучало очень свежо, неожиданно, хотя в некотором смысле и вписывались в тогдашнюю колею арт-пост-панка/панк-фанка, среди прочего культивируемого на DFA Records. Ныне никакой такой колеи нет, Prinzhorn Dance School играют почти то же самое, что и на первом диске, и звучит это все так же охренительно. Наоборот, теперь для их черно-белой музыки больше как раз контраста в окружении совсем иного музконтекста. Они выгодно оттенены.
Композиции – как фигуры из камня, высеченные простыми математическими формулами. Со сбоями. Обглоданные разреженные барабаны чеканят дерганные ритмы. Между битами, собственно, зияющие пустоты. Грубый бас выведен вперед – он такой же глухой и резкий одновременно, такой же прочерченный. Такой же заторможено-нервический. Элементарные, лаконичные гитарные зарубы - словно под изламывающуюся линейку. Лозунги и речевки (больше, чем пение) из затхлых блиндажей дополняют сию картину минималистичного пост-панка из доисторических пещер и сырых-пресырых первобытных блюз-фанк-стомперов. Одни жилы и кости. Без крови. Странная холодная механика.
Только, как ни удивительно, несмотря на то, что основное здесь первородный грув, в музыке Тобина Принца и Сьюзи Хорн однозначно есть спирит, есть атмосфера, есть мрачный романтизм. Вот на новом альбоме этого больше, чем на дебюте. Тут есть мотивы, печаль, тлеющая сигарета перед распахнутым вечерним окном.
Если по поводу первой пластинки вырвалось «Seven Nation Army, сыгранная Liquid Liquid, LCD Soundsystem и Gang Of Four до изобретения электричества, подручными средствами и в урезанных составах», то теперь к упомянутой песне еще нужно добавить, например, тему She’s Lost Control. Сами знаете кого.
Burnt Friedman ‘Bokoboko’ (Nonplace)
Очередная безумная пластинка мастодонта Бернта Фридмана в продолжение его экспериментов с причудливыми ритмическими трипами. Участник полудюжины отменных проектов (Flanger, Nonplace Urban Field, Nine Horses etc.) в последние 5-7 лет из исполина мудреной авант-электроники перешел в категорию исследователя дивного органического аутентичного саунда. Что препарируется в музыку, которую и описать однозначно крайне сложно. Главное в ней – спиритический drum-сеанс, ритмический гипноз, перекрестное опыление перкуссии из разных уголков света, обрывков партий флейт, вибрафонов, гитар. На выходе - то фри-джаз, то даб, то фьюжн, то просто какой-то неизъяснимый world-music-гибрид. Собственно, этим Бернт занимался на знаменитых совместных релизах с культовым барабанщиком Яки Либецайтом (ударником краут-легенд Can) – серия именовалась Secret Rhythms. Подходящее название.
На нынешнем личном альбоме Фридман идет той же странной дорогой гипнотических ритуальных танцев. И как раз «путешествий по планете» здесь больше всего (а вот джаза фактически нет). Ритмический шаманизм от некоего потерянного народа (любые виды деревянной и металлической перкуссии, множество самодельных ударных инструментов). В смысле, конечно, ловятся «корни» японской музыки, гамелан-оркестров, африканских шаманских коловоротов. Но лишь в качестве основы. Дальше Фридман складывает свой собственный рисунок. Алогичный и весьма минималистичный, кстати.
Под одним углом тебе может показаться действительно мистический узор от world music, под другим – чуть ли не «живое даб-техно», под третьим – краут-психоделия. Да, музыка, конечно, психоделична. В любом случае. Field recordings, фрагменты партий гитар, органа, восточных струнных только едва-едва оттеняют закольцованные паттерны со смещенными акцентами.
В аннотации к альбому сказано, что «the aim is to invent music that is extra-territorial, non-national, non-place». Что ж, Бернт Фридман всегда достигает своих целей.
Владимир Сиваш