Лучшие фильмы-антиутопии – ТОП-5
Читай также: Хизер Локлир из «Мелроуз Плейс» рассказала о свидании с Томом Крузом
Антиутопии в кино всегда были источником глубоких размышлений об обществе, будущем и человеческой природе. Эти фильмы бросают вызов устоявшимся нормам и заставляют нас задуматься над вопросами, которые часто остаются без внимания. В этой подборке мы собрали пять лучших фильмов-антиутопий, поражающих своим видением, кинематографическим мастерством и глубиной. От визуально увлекательного «Мегалополиса» до культовой «Матрицы», от оригинального и неожиданного «Лобстера» до атмосферного «Затмения» и неонуарного шедевра «Бегущий по лезвию 2049» – каждый из этих фильмов предлагает уникальную перспективу на возможное будущее.«Мегалополис» (2024)
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола
Впечатляющий, футуристический, антиутопический и странный «Мегалополис», стартующий в кинотеатрах Украины, включая IMAX, 26 сентября – это настоящий проект жизни Фрэнсиса Форда Копполы, разработке которого режиссер посвятил последние 40 лет.
В эту историю о принципах построения человеческого общества – такие, какие они есть, и такие, какими по мнению режиссера и сценариста они должны быть – Коппола вложил идеи многих выдающихся мыслителей прошлого и современности: от Германа Гессе до Фрэнсиса Фукуямы.
«Мегалополис» проводит параллели между Древним Римом и американским настоящим: даже фамилию главного героя Цезаря Катилины Коппола взял из древнеримского трактата «Заговор Катилины» Гая Саллюстия Криспа, рассказывающего о событиях 60-х годов до н. э., когда часть римских патрициев во главе с политиком Луцием Сергеем Катилиной пыталась захватить власть.
По сюжету Цезарь Катилина (Адам Драйвер) – это гениальный архитектор и художник, умеющий останавливать время и видеть сквозь измерения. Он мечтает создать Мегалополис на развалинах заброшенной Империи – напрочь коррумпированного Нового Рима, в котором легко угадывается Нью-Йорк. Катилина – часть Империи, однако его угнетает вопрос: достойно ли общество Империи спасения?
Кроме Адама Драйвера в проекте также задействованы такие звездные актеры, как Джанкарло Эспозито (сериалы «Мандалорец», «Во все тяжкие»), Натали Эммануэль (Миссандея из «Игры престолов»), Шайя ЛаБафф (франшиза «Трансформеры»), Обри Плаза (сериал «Белый лотос»), Лоуренс Фишборн (франшизы «Матрица», «Джон Уик»), Джейсон Шварцман («Голодные игры: Баллада о певчих птицах и змеях», «Астероид-Сити»). Кроме того, в фильме задействованы двое оскароносцев – Дастин Хоффман и отец Анджелины Джоли Джон Войт. А еще – сестра режиссера Талия Шайр, которую Коппола неоднократно снимал в своих фильмах (например, она сыграла сестру Майкла Корлеоне Конни в трилогии «Крестный отец»).
В «Мегалополисе» Фрэнсис Форд Коппола инвестировал собственные $120 млн, которые получил от продажи нескольких виноградников и винодельни. Лента, мировая премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале, получила неоднозначные реакции зрителей и критиков: кто-то совсем ничего не понял, а кто-то называет ее настоящим откровением. Но, судя по отзывам, она точно никого не оставила равнодушным, так что однозначно стоит пойти в кино и составить собственное мнение. К тому же уже не раз случалось так, что изначально не имевшие достойного признания фильмы-антиутопии впоследствии становились настоящей культовой киноклассикой – как, например, «Бегущий по лезвию», о котором расскажем чуть позже.
«Матрица» (1999)
Режиссеры Лана и Лили Вачовски (ранее известные как братья Лари и Энди Вачовски)
«Выберешь красную таблетку – останешься в Стране чудес, и я покажу, насколько глубока кроличья нора», – сказал когда-то Морфеус (Лоуренс Фишборн). И именно эту пилюлю выбрал Нео (Киану Ривз) – и навсегда изменил историю кино.
«Матрица» – стопроцентно культовый фильм, не требующий никаких представлений и без которого подборку лучших антиутопий просто нельзя представить.
Первая «Матрица» оказала огромное влияние как на все последующие экшен-фильмы, так и на мировую киноиндустрию в целом, став, по точному выражению своего продюсера Джоэла Сильвера, «первым фильмом нового века». Именно после «Матрицы» в фильмах часто стало появляться замедленное движение, вращающаяся камера, а также эффект bullet time – когда время в кадре в определенный момент почти останавливается, но камера при этом продолжает двигаться.
«Матрица» имела влияние не только на кино, но и на моду, музыку, game-индустрию, да и вообще во многом сформировала мировоззрение целого поколения. Неудивительно, что в 2012 году эта антиутопия вошла в американский Национальный реестр фильмов, которые имеют особое культурное, историческое или эстетическое значение.
«Лобстер» (2015)
Режиссер Йоргос Лантимос
В этом году о греческом режиссере Лантимосе узнали даже те, кто никогда не интересовался авторским кино. А все благодаря фильму «Бедные-несчастные», который получил четыре «Оскара», – в том числе и за лучшую женскую роль для Эммы Стоун. После этой ленты многих заинтересовала предыдущая фильмография режиссера – лидера и основателя «греческой странной волны»: художественного течения в кинематографе Греции последнего десятилетия, отличающегося абсурдистским духом, отстраненной актерской игрой, общим настроением тревожности и эстетикой кризиса. И особое место в этой фильмографии занимает «Лобстер», который в свое время получил Приз жюри Каннского фестиваля.
В этой антиутопии изображено общество, в котором главное – быть в отношениях. Люди без партнеров вынуждены отправиться в специальную «гостиницу», и за 45 дней найти там себе пару. А если ни с кем не получится, то неудачника превратят в животное (отсюда, собственно, и странное название ленты).
Именно в таком отеле оказывается персонаж Колина Фаррелла Дэвид, которого бросила жена, и теперь его единственный спутник – это пес, который был когда-то братом главного героя… Знакомство с постояльцами «гостиницы» – а затем и с их антиподами, которые сбежали из «гостиницы» и основали собственное партизанское общество Одиночек в лесных зарослях возле него, – показывает зрителям самые темные уголки человеческой души. Кроме Фаррелла в ленте также снялись такие известные актеры, как Рэйчел Вайс, Оливия Колман, Леа Сейду и Бен Уишоу.
«Затмение» (2006)
Режиссер Ричард Линклейтер
Оскаровский номинант и лауреат Берлинале Ричард Линклейтер создал эту ленту по мотивам одноименного романа-антиутопии фантаста Филиппа К. Дика.
События фильма происходят в США в скором будущем (для фильма 2006 года этим будущим считался именно 2013 год). По сюжету главной проблемой американского общества является массовая наркомания: около 20 % населения зависимы. Полицейский отдел пытается остановить распространение наркотиков с помощью агента под прикрытием. Ради сохранения секретности операции, кураторы и агент общаются с помощью костюмов-калейдоскопов, которые постоянно меняют внешность и голос человека. Это вносит в их работу путаницу, и в конце концов наступает момент, когда спецагент Боб Арктор, уже подсевший на т. наз. «вещество D», которое активно разрушает его сознание, получает задачу следить за наркоманом Бобом Арктором – то есть за самим собой.
Визуализировать такой, мягко говоря, странный сюжет, который впоследствии запутывается еще больше, – задача со звездочкой. Но режиссер решил его с помощью анимации, а точнее – ротоскопирования: когда поверх реально отснятого кадра еще один рисуется художником-аниматором. Таким образом удалось визуализировать галлюцинации персонажей и их футуристические костюмы.
В нарисованных персонажах легко угадываются черты реальных звездных прототипов: Киану Ривза, Вайноны Райдер, Роберта Дауни-мл. и Вуди Харрельсона.
«Бегущий по лезвию 2049» (2017)
Режиссер Дени Вильнев
Первый «Бегущий по лезвию» режиссера Ридли Скотта по роману упомянутого выше Филиппа К. Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?» вышел еще в 1982 году и стал кассовым провалом. Поначалу зрители просто не поняли эту невероятно запутанную длинную философскую историю о противостоянии людей и внешне идентичных людям андроидов-репликантов, которые не могут разобраться, кто из них действительно больше человек. Но впоследствии фильм в конце концов был оценен по достоинству и получил статус культового: именно он впервые ввел в кино эстетику киберпанка, без которой впоследствии не было бы той самой «Матрицы», и в целом задал тренд на философские антиутопии.
Через 35 лет после выхода первого фильма режиссер-визионер Дени Вильнев снял его прямое продолжение, к съемкам которого даже привлек Харрисона Форда – исполнителя главной роли офицера Рика Декарда в оригинальной ленте.
Впрочем, в «Бегущем по лезвию 2049» главным уже является не герой Форда, а персонаж, которого играет Райан Гослинг, – офицер Ка, репликант, охотящийся на других репликантов, решивших не повиноваться человеческим правилам. Впоследствии Ка узнает тайну, которая меняет все и окончательно стирает границу между людьми и репликантами, ведь оказывается, что репликанты также могут беременеть и иметь детей – как настоящие люди
Лента, в которой также задействованы Ана де Армас, Дэйв Батиста, Робин Райт и Джаред Лето, получила два «Оскара» – за лучшие визуальные эффекты и лучшую операторскую работу и, как и первый фильм, входит теперь во все топы антиутопий в кино.
Теги: фильм, Матрица, Лобстер, Бегущий по лезвию 2049, Мегалополис, Затмение