ОМКФ, день пятый: Фанни Каплан и Фукусима

Сегодня с утра дует прохладный ветер, поэтому фестивальные люди значительно утеплились. Мне же достаточно надеть кенгурушку с длинным рукавом и можно бесстрашно стоять на ветру. Но вечером я уже буду не такая смелая.

Да, простят меня все съемочные группы, но завтракаю я опять во время фильма, который, между прочим, стал самым спорным в Международном конкурсе. Работа режиссеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой Метаморфозис странным образом привела некоторых в полный восторг, а других заставила плеваться. 

ОМКФ, день пятый: Фанни Каплан и Фукусима

В центре сюжета история о гениальном пианисте международного уровня Алексее Сенине, который в свои 25 лет живет в закрытом обществе мамы и тетки, всячески опекающих его талант и тело от внешних вмешательств. Единственным, кто ведет себя с ним, с ровней является его менеджер Влад. Будучи человеком творческим и не от мира сего, Алексей случайно на званном вечере находит общий язык с Сашей, 11-летней дочкой своего спонсора и соседа по даче Владимира. Причем на его фоне девочка кажется более опытной и приспособленной к жизни. Но такие невинные отношения не нравятся ни властной матери Алексея, ни переживающему за свою дочь отцу-меломану. Несмотря на все запреты, гений и девочка продолжают дружить, что в конечном итоге приводит к трагедии.

Хорошего актерского состава и поэтической операторской работы мне лично не хватает для того, чтобы поставить картине высокую оценку, но безусловно картина стоит зрительского внимания.

Спустя полчаса в фестивальном дворце показывают черно-белую ленту немецкого режиссера Дорис Дерри Привет из Фукусимы/Grüße aus Fukushima о жизни после землетрясения 2011 г.

ОМКФ, день пятый: Фанни Каплан и Фукусима

В надежде убежать от прошлого молодая немка Мари приезжает в регион Фукусимы, Япония, где в специальных приютах живут жертвы катастрофы, чьи дома были разрушены и подлежат восстановлению. В основном это пожилые люди, потому что молодежь разъехалась по большим городам. Девушка принимает участие в волонтерской программе, главная цель которой с помощью клоунских выступлений развлечь этих обездоленных людей. Но несмотря на все старания быть полезной или смешной, учитывая языковой барьер, у мари ничего не получается. Отчаявшись, она же решает сбежать обратно в Германию, но внезапно решает остаться, чтобы помочь сварливой японке Сатоми, последней гейше Фукусимы, как она себя называет, которая решила вернуться в свой полуразрушенный дом. Со временем обе героини находят общий язык и учат друг друга исправлять ошибки прошлого и прощать, себя и других. 

После черно-белой истории публика спешит выпить кофе и выстраивается в очередь на показ участников Национального конкурса короткого метра. Я сижу минут 15 на пресс-конференции Метаморфозиса и убегаю в отель, чтобы вечером успеть на премьеру Моя бабушка Фанна Каплан, на которую мне удается забронировать билет, в то время как часть моих знакомых разочарованно жалуются, что билетов вообще не досталось. Как выяснилось позже, желающих было так много, что специально для них картину покажут второй раз в красном зале Родины в пятницу.

ОМКФ, день пятый: Фанни Каплан и Фукусима

Режиссер фильма Алена Демьяненко рассказывает нам историю известной анархистки Каплан совсем с другой стороны. После того, как в 1990-х были рассекречены архивы КГБ, выяснилось. что дело Каплан было притянуто за уши. И вообще у нее есть внучка в Америке, которая и спешит поделиться со зрителем настоящей истории жизни своей легендарной бабки. 

Будучи еще девчонкой и Фейгой Ройдман, она сбегает из семьи вместе с бандой анархистов и влюбляется в одного из них - Виктора Гарского, который вскоре готовит покушение на киевского генерал-губернатора. Но бомба взрывается раньше срока, и несовершеннолетняя Фанни ради спасения любимого берет вину за предстоящий теракт на себя. Девушку отправляют на пожизненную каторгу, где она теряет зрение. Попав под амнистию спустя десять лет, Каплан знакомится с врачом Дмитрием Ульяновым (Мирослав Слабошпицкий), братом вождя пролетариата, который помогает ей вернуть здоровье и зрение. Между ними завязываются романтические отношения. И вот уже на весь экран показывают зад украинского режиссера. Приятельница шутит, что это ему за Племя. дальше больше. Однажды на улице Фанни встречает якобы погибшего Гарского, и любовь к нему вспыхивает в женщине с новой силой. Вот только бывший любовник теперь уже стал работать на Кремль, завел семью и такая излишняя привязанность в лице несчастной женщины ему вообще ни к чему. Страсть и любовь Каплан оборачиваются против нее, но у героини уже нет сил сопротивляться. Мы же в зале не можем противиться обаянию актрисы Катерины Молчановой, талант которой отвлекает от всяких технических погрешностей и оставляет от фильма только приятные впечатления.

У картины есть все шансы стать победителем в Национальном конкурсе. Но загадывать пока рано, поскольку завтра мы будем смотреть Гнездо горлицы. А сегодня я даже собиралась пуститься во все тяжкие, но холодный ветер и долгое ожидание друга на фестивальной площади сделали свое старческое дело. Поэтому после 40 минут ожидания такси и полного окоченения, я добираюсь в номер отеля с одним лишь желанием - выпить коньяку. Вот она старость.


Теги: одесский кинофестиваль, oiff2016, ОМКФ 2016, Моя бабушка Фанни Каплан

Статьи по теме