ОМКФ, день четвертый: слезы, борщ и Тони Эрдманн
Поскольку питание во время фестиваля разрывает мои гастрономические шаблоны, а цены в местном фуд-корте тоже не рассчитаны на недельную командировку, я решила действовать решительно. Так что мое утро началось с подготовки провизии для завтрака и полноценного перекуса, ведь перерывы между показами планировались не больше сорока минут. И поверьте, это было очень верное решение.
Впервые удалось рассчитать время и зайти в фестивальный дворец, как королева, без спешки и суеты, радостно здороваясь со всеми волонтерами и давая им разглядеть фотку на бейджике. На завтрак у меня кроме банана драма греческого режиссера Аргириса Пападимитропулоса Загар/Suntan.
ОМКФ, день четвертый: слезы, борщ и Тони Эрдманн
И снова на экране море, на этот раз у берегов Греции, куда на маленький остров прибывает главный герой по имени Костис в качестве нового доктора. Ему 40 лет, он полноват, лысеющий и немного замкнутый мужчина. Прибыв в канун нового года, он постепенно знакомится с местными жителями, зарабатывающими день в основном на туризме. Поэтому самое веселье здесь начинается именно летом, когда на остров съезжаются люди со всего мира. Так однажды на прием к Костису приходит девушка Анна со своими друзьями, получившая травмы после падения с мопеда. Несмотря на дурацкие шутки этой компашки, доктор даже рад их обществу. Поэтому уже через пару дней Костис пытается активно дружить с загорелой молодежью, ходит вместе с ними на пляж, выпивает в барах и танцует на дискотеках. В большей степени он, конечно, увлечен Анной. Но девушка не воспринимает неуклюжего кавалера всерьез. А вот для главного героя его увлечение становится наоборот большой проблемой, перерастающей в настоящую одержимость. Понимая тот факт, что его молодость была потрачена впустую, Костис изо всех сил хватается за призрачную возможность наверстать упущенное.
Полчаса перерыва и я уже снова сижу в зале на своем любимом месте. Вот уже третий год подряд. Судя по моим наблюдениям, так делают многие. Изо дня в день стараются сесть на то же самое место. Своего рода ритуал, чтобы почувствовать родство с фестивалем.
На показ британской драмеди Кто горит, горит, горит/Burn Burn Burn режиссера Чании Баттон приходит много народу. Каждый год в конкурсной программе оказывается хотя бы один британец, и публика их любит за специфический юмор и лично я - за акцент.
ОМКФ, день четвертый: слезы, борщ и Тони Эрдманн
История в фильме начинается с похорон Дэна, 29-летнего симпатичного парня, умершего от рака. Провести друга в последний путь пришли две близкие ему девушки Алекс и Сеф. На поминках родители усопшего сообщают подругам, что их сын записал для них видео. Оказывается, о своей болезни Дэн не хотел никому говорить и записал прощальное послание. В качестве посмертной воли он просит взять его прах после кремации и, следуя его инструкциям, развеять его в четырех памятных для него местах. Взяв старую машину отца Дэна, переложив прах в пластиковый судочек, Алекс и Сеф отправляются в роуд-трип по всей Британии. В течение поездки девушки заново узнают не только своего покойного друга, но и одна другую.
Картина получилась слегка предсказуемой, но очень милой. Пусть даже режиссер открыто спекулирует темой раковых больных и женской дружбы, он все равно заставляет меня пустить слезу. Судя по громким аплодисментам в конце, не меня одну. Фильм пока самый явный претендент на Гран-при, который присуждают путем подсчета зрительских голосов.
Перед следующим показом мне приходится запастись кофе и терпением, поскольку длится он больше двух часов. Это еще одна из Гала-премьер - работа немецкого режиссера Марен Аде Тони Эрдманн/Toni Erdmann.
ОМКФ, день четвертый: слезы, борщ и Тони Эрдманн
На этот раз людей приходит почти столько же, как на Неонового демона. Причем это единственный показ, так что остальные пусть кусают себе локти или ждут 17 ноября, когда картина выйдет в украинский прокат. В центре сюжета история непростых отношений между школьным учителем Уинфридом и его деловой дочерью, бизнес-вумен Инес. Дело в том, что отец - по натуре очень веселый человек, который постоянно шутит и разыгрывает окружающих, а его любимый аксессуар - торчащие вставные зубы. Он давно в разводе со своей женой, поэтому со взрослой дочерью видится очень редко. Инес - очень серьезный человек, работает консультантом в крупной компании и уже год живет по работе в Бухаресте. Чтобы развлечь дочь и в воспитательных целях, Уинфрид без предупреждения отправляется в гости к Инес и приходит прямо к ней в офис, на деловые встречи, где прикидывается то тренером Тони Эрдманном, то послом Германии, при этом у него всегда с собой дурацкий парик и вставные зубы. Инес этим шуточкам не очень рада и даже пытается отправить папу домой. Но тот не сдается, и мы его еще увидим.
Это второй фильм, на котором я сегодня плачу. Сквозь смех. Потому что мне грустно и смешно одновременно. Режиссер заставляет зрителя задуматься о серьезных вещах, но при этом обыгрывает это в комической форме. И будь я в составе каннского жюри, Тони Эрдманн и Марен Аде наверняка получили бы заветную Золотую пальмовую ветвь.
Закрепить пройденный материал стоит фильмом-участником сразу двух программ Национального конкурса и Документальных европейских фильмов - Холодный Яр. Интро. Но перед этим сбывается моя маленькая мечта - тарелка горячего борща. Сегодня уже не так жарко, поэтому позволяю себе дополнить блюдо запотевшей стопочкой. Не знаю, какие там устрицы или бургеры, но лично для меня борщ является пищей богов, моих, конечно.
Холодный Яр собирает в Родине полный зал. Фильм идет всего 60 минут. И по сравнению с остальными картинами час пролетает очень быстро.
ОМКФ, день четвертый: слезы, борщ и Тони Эрдманн
Режиссер ленты Алина Горлова прочла об урочище Холодный Яр, что в Черкасской области, пару книг, а потом и сама случайно попала в это место. Поняв, что оно действительно обладает какой-то магической энергетикой, девушка решила снимать здесь свой документальный фильм. В течение двух лет Алина приезжала сюда со съемочной группой и снимала местных жителей и живописную природу. У Холодного Яра богатая история. Археологи находят в урочище остатки древних стоянок, именно отсюда начиналась Колиивщина, а после Революции здесь формировались украинские повстанческие отряды. Многие люди сбегали в Холодный Яр от поработителей Украины в поисках свободы. Сейчас сюда приезжают добровольческие отряды украинской армии для освящения оружия в древнем озере, где когда-то святили свою сбрую гайдамаки. Историей края с радостью делятся местные жители - от стариков до детей. Но надо учитывать, что фильм не является экскурсом в хорошо забытое прошлое. По словам режиссера, ее работа - это скорее фильм-ощущение, чтобы зритель смог точно также почувствовать необычную силу и магию Холодного Яра.
И вот теперь я плачу в третий раз. Когда вижу людей в камуфляже с нашивками, когда показывают заброшенные хаты и когда перевариваю увиденное, слушая ответы съемочной группы. Пока я проходила очищение слезами, Одесса активно готовится к плохой погоде, старательно обдувая всех своих постояльцев холодным ветром. Но меня так просто не возьмешь, так что весь следующий день я уже готовлюсь ходить в дождевике и радоваться тому, что жара отступила.
Теги: одесский кинофестиваль, oiff2016, ОМКФ 2016, Тони Эрдманн