Оскар 2015: режиссеры-номинанты на главную кинопремию

Чаще всего – если верить статистике оскаровских церемоний – победу в номинации Лучшая режиссерская работа получает тот же, кто спустя некоторое время уносит и Оскар за Лучший фильм. Рекордсменом по количеству Оскаров за режиссуру является Джон Форд – у него 4 награды. Самым старым обладателем статуэтки в этой категории стал Клинт Иствуд, когда унес домой Оскар за Малышку на миллион (2005). Женщинам-режиссерам в этой номинации не везет – за всю историю церемонии Оскар получила только Кэтрин Бигелоу за Повелителя бури (2009).

В этом году борьба за заветную статуэтку идет между сильнейшими прославленными режиссерами и молодым норвежцем, снявшим свой первый фильм на английском языке.

Алехандро Гонсалес Иньярриту за Бердмэна/Birdman

Оскар 2015: режиссеры-номинанты на главную кинопремию

Иньярриту заявил о себе драмой Сука-любовь (2000), которая попала в номинацию на Оскар как Лучший фильм на иностранном языке, а также привезла пару призов из Канн (в том числе за режиссуру), подарила миру Гаэля Гарсия-Берналя, а также возродила мировой интерес к латино-американскому кино. Новая мексиканская волна – в компании с Иньярриту Гильермо дель Торо, Альфонсо Куарон, Карлос Рейгадас, Амат Эскаланте и еще около дюжины отличных режиссеров -  дарит нам фильмы о любви, насилии, наркотиках и других сочных штуках.

Бердмэна Иньярриту зачем-то называют комедией – возможно, это комедия и есть, только в дантовской терминологии, где чудовищное чередуется с комичным. Снятый якобы единым планом, динамичный, несколько даже назойливый своим ритмом фильм рассказывает историю некогда известного, а теперь уже изрядно постаревшего актера за пару дней до премьеры спектакля, который он же и поставил. Не будем распространяться о сюжете (фильм стоит того, чтобы посмотреть его как минимум дважды), скажем просто Иньярриту спасибо – лично от нас, за то, что вернул нам Эдварда Нортона.

Ричард Линклейтер за Отрочество/Boyhood

Оскар 2015: режиссеры-номинанты на главную кинопремию

Кудесник Линклейтер подглядывает за жизнью – именно поэтому в его фильмах мы часто узнаем самих себя. Известная трилогия Линклейтера – Перед рассветом (1995), Перед закатом (2004), Перед полуночью (2013) – рассказывает историю любви американца Джесси (Итан Хоук) и француженки Селин (Жюли Дельпи) с момента их знакомства. В Перед рассветом они молоды и смешны, Перед закатом снимается десять лет спустя – они снова встречаются и понимают, что потеряли десять лет счастья, еще спустя десять лет Линклейтер снимает Перед полуночью – герои женаты, у них есть дети. И во всех частях трилогии что диалоги, что проблемы, которые предстоит решить героям, взяты из жизни – не зря и Хоук, и Дельпи причастны к сценарию и вписали в него многое из своих собственных биографий.

Отрочество также хронологически реалистично – фильм снимается 12 лет, мальчик (главный герой) растет и взрослеет вместе с фильмом. В сюжете нет ничего необычного – родители разводятся, когда главному герою нет и десяти, и затем мы наблюдаем 12 лет обычной жизни: учеба, скандалы дома, первая любовь, дружба, попытки примириться с новыми пассиями мамы, попытки привлечь к себе внимание отца, который отдаляется… Линклейтер смог сделать наблюдение за обычной жизнью нескучным.

Беннет Миллер за Охотника на лис/Foxcatcher

Оскар 2015: режиссеры-номинанты на главную кинопремию

За 16 лет режиссерской карьеры у Миллера всего три художественных фильма – и все три “засветились” на Оскаре. Начиная с дебюта Миллера, биографической драмы Капоте/Capote (2005), за главную роль в которой Филип Сеймур Хоффман получил свою единственную награду от американской киноакадемии. За ней последовала новая драма – и снова биографическая – Человек, который изменил все/Moneyball (2011). Роль Бреда Питта в этой картине (он играет менеджера бейсбольной команды, которому после катастрофического проигрыша приходится набирать новый состав из неопытных игроков-лузеров) считают одной из лучших в его карьере. Это подтвердила номинация на Лучшую мужскую роль, и еще пять номинация на Оскар, включая Лучший фильм.

Охотник на лис – снова драма, снова спортивная, снова биографическая. Неузнаваемый «сорокалетний девственник» Стив Кэрелл играет миллиардера Джона Дюпона, представителя одной из самых богатых семей США, которому пришло в голову стать спонсором, и одновременно управляющим команды США по вольной борьбе – он берет в оборот закомплексованного, но перспективного Марка Шульца (его играет – внезапно! – Ченнинг Татум) с намерением сделать из него звезду. А затем получает в свои лапы и старшего брата Марка, опытного тренера и упорного борца Дэйва Шульца. И пока братья сражаются за медали, инфантильный миллионер-истеричка сражается за масштаб своей власти над каждым из них.

Уэс Андерсон за Отель Гранд Будапешт/The Grand Budapest Hotel

Оскар 2015: режиссеры-номинанты на главную кинопремию

Эстет и меломан, Уэс Андерсон создает кино, которое хочется пересматривать снова и снова прежде всего ради «картинки» - стилистически каждый кадр выстроен, как красивая открыточка, до малейшей детали. Его Семейка Тенненбаум (2001) и Королевство полной луны (2012) номинировались на Оскар за Лучший оригинальный сценарий, но запомнились в первую очередь благодаря четкой, ответственной стилистической составляющей и, конечно, саундтрекам.

Новый вкусный хит Андресона – Отель Гранд Будапешт – лидирует по количеству номинаций (9, как и у Бердмэна). Чересчур сильны конкуренты, особенно в режиссерской категории, но мы прочим Будапешту победу во всех «нарядных» номинациях вроде костюмов, работы художника-постановщика и гриму-прическам.

Мортен Тильдум за Игру в имитацию/The Imitation Game

Оскар 2015: режиссеры-номинанты на главную кинопремию

Игра в имитацию – англоязычный дебют режиссера, который предыдущие свои три картины снимал на родном норвежском, с норвежскими актерами, и до всемирной известности был далек. Известность пришла к нему вместе со знаменитым составом (Бенедикт Камбербетч, Кира Найтли) и биографией выдающегося ученого, сыгравшего ключевую для всей Европы роль во время Второй Мировой. Фильм снят Тильдумом со скандинавским спокойствием и лаконичностью – нет здесь ничего, что было бы обязательно, снимай фильм известный голливудский режиссер: нет бурных объяснений в любви, нет дотошной концентрации на личной драме главного героя (гомосексуализме), нет ужасов войны, нет и упоения в демонстрации, собственно, работы Тьюринга – попытках раскодировать фашистскую Энигму. Нет откровенно хороших, нет откровенно плохих – даже ученый, который в итоге оказывается шпионом, разоблачается нежно, аккуратно, без истерик. У Тильдума получается вернуть нам Киру Найтли образца Искупления (2007), а Камбербетча лишить каких-либо кривляний. И хотя практически очевидно, что победа в данной номинации Тильдуму не достанется, трудно подавить в себе желание увидеть еще хотя бы пару его фильмов – схожего с Игрой масштаба.  Будем ждать.


Теги: Алехандро Гонсалес Иньярриту, номинации на Оскар, Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Оскар 2015, oscar2015, Беннет Миллер, Мортен Тильдум

Статьи по теме