Канны, день 2: секс для молодых и тюрьма для богатых

Публика в Каннах видала всякое. Поэтому, наверное, если с фильма уходит одновременно человек двадцать, можно уверенно сказать, что фильм – непростой. Речь об очередной работе мексиканца Амата Эскаланте Heli/Хели. Молодой парень Хели живет в мексиканской деревне со своей молодой женой, младенцем-сыном, сестрой-школьницей и вечно уставшим отцом. Живут бедно, но дружно – отец с Хели работают на заводе, куда добираются пешком или на расшатанном ржавом велосипеде, сестра Хели делает уроки по ночам и тихо переживает первую любовь, молодая жена остается на хозяйстве. В семью тихо, но планомерно приходит беда – на юную голову Хели сваливаются все проблемы сразу, и, возможно, будь у него более гибкие моральные принципы, фильм было бы не так трудно смотреть.

Амат Эскаланте, чуть ли не лучший друг другого монотонного мексиканского режиссера Карлоса Рейгадаса, принадлежит к особому, можно сказать, альтернативному на сегодняшний день течению в мексиканском кино, которое большинство из нас знает по красивеньким динамичненьким работам Иньярриту, дель Торо и Куарона. Эскаланте и Рейгадас делают спокойные, тихие, слегка отстраненные фильмы, пропитанные тарковщиной в лучшем понимании этого слова. Такие картины никогда не зарабатывают денег, и, по большому счету, режиссеры снимают их для себя – попутно получая призы в Каннах. Фильм Эскаланте уже был отмечен здесь в 2005 г., в этот раз он снова принимает участие в основной конкурсной программе.

Второй день Каннского кинофестиваля встречает нас проливным ливнем, в начале восьмого утра это совершенно никого не пугает – под Дворцом Фестивалей десятки блестящих от дождя зонтиков: все самоотверженно пришли смотреть нового Озона.
Фильм Молодые и красивые/Jeune & Jolie окончательно убеждает в том, что Франсуа Озон наконец-то успокоился. Почему-то хочется провести параллель между этим фильмом и пропитанным ностальгией по простому диско новым альбомом Daft Punk, о котором пишут сейчас все респектабельные французские издания. Фильм Озона – тоже в какой-то степени оммаж, всему на свете, от Дневной красавицы до Вальсирующих и обоих Бум-ов. Главная героиня, 17-тилетняя Изабелла прагматично лишается девственности на морском берегу, а позже, уже дома, в Париже, зачем-то начинает спать с мужчинами за деньги… В конце фильма на две минуты появляется величественная Шарлотта Ремплинг – люди, неравнодушные к ее невозможным глазам сразу забывают обо всем, что было до этих двух минут.

Сразу после Озона – София Коппола, которая своим новым фильмом Элитное общество/The Bling Ring открывает программу Особый взгляд. Фильм основан на реальных событиях – поэтому ждать от него, по большому счету, нечего: пресыщенные школьники из Лос-Анджелеса грабят дома знаменитостей развлечения ради, курят траву, нюхают кокаин, тусят в клубах, в конце концов почти всех приговорят к тюрьме – эту историю знают все, кто более-менее следит за новостями. Справедливости ради надо сказать, что фильм было бы совершенно нереально пережить, если бы его снимала не Коппола. Тем не менее, нет в нем чего-то такого, за что Копполу обычно любят – висящего одиночества, непростой музыки, застывших самовлюбленных планов. Более того, вопреки своему привычному стремлению открыть селебрити с другой стороны, показать их простыми, ущербными, иногда даже скучными людьми – как было практически во всех ее фильмах, включая Марию Антуанетту - Коппола максимально отдаляет нас от мира богатых и знаменитых, оставляя нам лишь сумочки Chanel и «лубутены». Впрочем, Канны «лубутенами» не напугать – выйдя из Дворца Фестивалей на уже освещенный солнцем бульвар Круазетт неизбежно натыкаешься на весь блеск буржуазной жизни: бабушек с сумками «биркин», дедушек в кабриолетах и красавиц на каблуках, которые существуют вне фестиваля, и сквозь его шум и гам пытаются пробраться к заветным витринам за обновками.


Теги: Cannes, Франсуа Озон, каннский фестиваль-2013, София Коппола, Heli, The Bling Ring, Jeune & Jolie

Статьи по теме