Чернобыль и Андрей Тарковский на новой фото выставке в Киеве


Проект франко-швейцарской фотохудожницы Валери Клеман Запечатленное время посвящен поэтическому осмыслению памяти о Чернобыльской катастрофе. Идея этого проекта появилась у Валери после прочтения книги Чернобыльская молитва Светланы Алексеевич, которая стала своеобразной сенсацией во Франции в начале 90-х. Книга белорусской писательницы-диссидентки – собрание личных свидетельств самых разных людей, переживших катастрофу в Чернобыле, легла в основу театральной постановки Николь Вотрие в городе Гренобле, над которой Валери Клеман работала в качестве художника-постановщика.

«Каждый воссозданный мной образ – это замершее время, немой вопрос: что же все-таки произошло? Ответ пытаешься найти во взглядах, в выражениях лиц, в положениях тел. Но мы никогда не узнаем. Ни одного намека – но в этом нет ни ненависти, ни жестокости. Нет крови и нет явных ран. Никаких требований, нет осуждения. Только молчание и одиночество, больше ничего» – говорит Валери Клеман в одном из своих интервью.

Выставка состоит из 50 фоторабот, выполненных в авторской технике многократного наложения на изображение различных фактур, создающих эффект, приближенный к живописи.

В этой серии даже знакомые пейзажи зоны Отчуждения предстают в совершенно ином, немного фантастическом свете, напоминающем о пронзительных, меланхоличных образах из кинематографа Андрея Тарковского. Запечатленное время – название книги Андрея Тарковского, в которой режиссер рассказывает о собственном кинематографическом методе, основанном на понимании течения времени. Вслед за ним Валери Клеман обращает на постсоветскую действительность свой взгляд сквозь линзу, позволяющую на миг воскресить в памяти растерянность и отчужденность, охватившую нашу страну на рубеже 80-90-х и, пусть на миг, пережить прошлое, как настоящее.


Теги: выставки, фотография, Боттега Галерея, Валери Клеман, Чернобыль

Статьи по теме