Малевич и другие: о конкурсах и грусти, об азарте и искусстве
Размножение Конкурсов и Премий для молодых художников в Украине, в отсутствие нормального художественного образования и институций современного искусства, что, в свою очередь, не способствует формированию экспертной среды, предлагает молодому художнику, еще не имеющему критического взгляда на свою деятельность, не умеющему задавать себе вопросы, сразу оказаться в режиме конкуренции и соревнования. Премиальная активность как будто призвана прикрыть провинциализм взгляда на современное искусство, как организаторов, так и участников конкурсов. И правда – так же понятнее людям – интрига там, состязание не понятно за что. Типа выигрываешь конкурс и ты сразу в паровозе, как те самые «не все», которых «в будущее возьмут».
Малевич и другие: о конкурсах и грусти, об азарте и искусстве | Малевич и другие: о конкурсах и грусти, об азарте и искусстве |
Вот, например, цитата из интервью организатора конкурса МУХИ, которая демонстрирует восприятие искусства, как спортивного мероприятия, а художника – как борца за признание:
“И художник в первую очередь стремится попасть в шорт-лист. …Удивительно, что, не смотря на то, что есть премия, и, конечно же, художник заинтересован в ее получении, основным для всех участников было получение признания, а не финансового вознаграждения. Признания в нашей среде, в среде экспертов. И возможность благодаря этому признанию показать свой уровень, проявив себя. Ну и, конечно же, есть этот азарт – быть лучше.”
Малевич и другие: о конкурсах и грусти, об азарте и искусстве
И чего нам, в Украине, беспокоиться о критериях искусства, предложенных каким - то там профессором американского университета, теоретиком современного искусства Борисом Гройсом?
«Искусство – не есть сумма предметов или вещей, которые вы созерцаете. Искусство – это акция, противоположная спорту. Представьте себе ситуацию спортивного состязания, бега на стометровку. Люди страшно стараются прийти первыми. Но представьте себе человека, который побежит обратно, в другую сторону или останется на месте. Такой человек есть художник.. Художник – это человек, который действует по своим правилам, не соревнуется с другими за то же самое, а создает для себя самого собственное пространство действия или бездействия, если он этого хочет, то есть собственную форму жизни, которая не является ориентированной на успех, конкуренцию и гонку. Это и есть искусство, начиная с 20 века. Это попытка создания альтернативных форм жизни, не форм вещей, не форм дизайна, не каких-то продуктов, а именно форм жизни. И это создание альтернативных форм жизни является центральной и очень эффективной политической программой потому, что создание форм жизни практически уходит от любых критериев удачи/неудачи. Это как бы создает другую зону, в которой политическое сливается с эстетическим» (из выступления Гройса на «ОккупайАбай»)
Малевич и другие: о конкурсах и грусти, об азарте и искусстве
Что Гройс знает о нашей жгучей тяге к прекрасному и почитаемых в Украине “эстетических ценностях”? И главный вопрос: как эти, не подлежащие конкуренции, формы жизни – продавать? А если не продавать, то что с ними делать?
Что, в частности, делать с художницами, явившимися на вручение Премии им. Малевича в одинаковых спортивных костюмах?
Малевич и другие: о конкурсах и грусти, об азарте и искусстве
Проблематизация соревновательности художественных премий – не тут ли место азарту? Но достаточно ли этого? Опытные и разумные устроители Премии и церемонии награждения, увидев пришедших в спортивных костюмах Ладу Наконечную, Лесю Хоменко и Жанну Кадырову, могли бы, вероятно, срочно принять какие-то радикальные решения, прямо на месте поменять правила, в конце концов – отложить награждение. Своим жестом номинантки создали ситуацию невозможности «делать как всегда», предложили переосмыслить конвенции. Этот жест был намного сильнее и интереснее самой Премии и всех ее важных экспертов. Следования правилам и сценарию, как и авторитетность «кураторов», смогли, однако, жест отменить. Событию не было позволено случиться. Подозреваю, что организаторы Премии могли сознательно отказаться воспринимать трех девушек в спортивных костюмах, как художественное высказывание, ставящее Премию под вопрос. Такой себе шутливый жест… Мол, девушки решили нас развлечь, «устроить перформанс», показать всем, что «они – одна команда». «Наша девичья олимпийская сборная» - подобные высказывания из уст «куратора» к тому же довольно унизительны, как по мне.
Малевич и другие: о конкурсах и грусти, об азарте и искусстве
Победителем объявили Жанну Кадырову. Она стояла там одна в своем спортивном костюме с улыбкой и цветами, и ее было безмерно жаль. И долго потом узкий круг художников задавался вопросом – «отчего так грустно?», вроде все хорошо и достойно..
Говорят, принцессы не умеют проигрывать, служанки не умеют побеждать, а королевы не соревнуются. Дорогие художницы, в следующий раз просто оденьтесь в королев. Похоже, со спортом - это было слишком тонко.
Теги: Лада Наконечная, Жанна Кадырова, премии им. Малевича, Леся Хоменко