Achtung, Zoya! Финалист конкурса U2 - о музыке и не только
Фотография украинки Зои Шу уверенно закрепилась в тройке лидеров в конкурсе от группы U2 – конкурс стартовал еще в прошлом году, и приурочен к двадцатилетию выхода альбома Achtung Baby.
По случаю юбилея U2 решили переиздать альбом с новой обложкой, которая, как и двадцать лет назад, будет представлять из себя коллаж из 16-ти снимков – и именно за то, чтобы попасть со своим снимком на обложку и идет борьба.
Из снимков, попавших на обложку, Антон Корбийн и Шон МакГрэт – люди, ответственные за визуальную составляющую U2 – выберут лучшего. Победитель получит не только мировое признание, но и автомобиль, разрисованный в стилистике оригинальной обложки Achtung Baby.
За три недели до оглашения победителя (его назовут 20 февраля) слегка ошарашенная внезапной славой Зоя Шу рассказала нам о своей любви к фотографии, и о том, что чувствует человек за шаг до встречи с Антоном Корбийном.
Новость о том, что работа украинского художника уверенно держится в тройке лидеров в конкурсе от U2 всколыхнула интернет. У вас наверное сейчас отбоя нет от людей, которые хотят с вами подружиться в социальных сетях, от журналистов, которых хотят взять у вас интервью…
Если честно, для меня очень необычно такое внимание. Я скромный тихий человек и просто люблю фотографировать.
А что было с Зоей Шу до этого конкурса? Где вы родились? Как вы начинали?
Родилась в Чернигове, я украинка и горжусь этим. Я всегда любила снимать, но когда на выставке World Press Photo много лет назад увидела работы Kadir von Lohuizen “Diamond matters”, я поняла, что фотография – это не просто кошечки или пейзажики или портретики. А еще и мощный инструмент. И с его помощью можно говорить людям о том, что важно... Можно вдохновлять их на что-то хорошее или заставлять задуматься... Поэтому я хочу развиваться в этом направлении, делать что то хорошее и использовать это во благо.
До этого конкурса были другие конкурсы и разные проекты, которые я планирую вскоре воплощать в жизнь – есть задумка о двух выставках, скоро вы о них узнаете.
Почему живете между Киевом и Нью-Йорком?
А почему бы и нет? Украина - родная страна, а в Нью-Йорке живет моя мама, к тому же там всегда есть чем заняться творческому человеку (музей Метрополитен, галереи, и атмосфера в целом), вот через неделю снова туда лечу на курсы фотографии. К тому же я - сова, мне нужно жить в таких условиях, в которых жизнь бурлит круглосуточно.
Изменилась ли как-то ваша профессиональная жизнь после признания на этом конкурсе? Ощущаете ли вы, что вот оно, «лед тронулся»?
Лед пока никуда не тронулся, все объявят 20 февраля. С момента окончания голосования я смогла поесть, поспать и почитать книгу National Geographic: The Photographs.
Почему вы изначально решили принять участие в конкурсе? Кроме призов, признания самого Антона Корбийна – что еще принесет вам победа, если вдруг победителем окажетесь именно вы?
Если честно, меня привлекли не призы, я совсем про них не думаю. Я хочу развиваться как фотограф. Для меня этот конкурс – просто один из этапов роста. И конечно, я бы очень хотела узнать, что Антон Корбийн думает по поводу моего снимка. Будь ли это “oh shit, wtf?” или “okay, this is kinda cool”, мне очень интересно узнать, что он скажет.
На конкурсе вы за рекордно короткий промежуток времени набрали рекордное количество голосов – как у вас это получилось?
Не такое уж и рекордное, к тому моменту, когда это произошло, за меня уже проголосовали 1000 человек, мое фото все шесть дней было в топ-5.
Сначала я приставала к друзьям и просила их проголосовать и переслать ссылку. Информация гуляла по соцсетям, а потом ее, очевидно, посчитали достаточно интересной, чтобы разместить в новостях. Знакомая мне прислала ссылку на новость и пожелала удачи. Для меня это было очень неожиданно и, конечно, очень приятно, что много людей поддержали мою работу – я очень всем признательна за поддержку в такой решающий момент. Спасибо всем огромное!
Вас сильно огорчают люди, которые намекают, что вы чуть ли не проплатили свой успех? Кстати – а это вообще возможно?
Как можно проплатить свой успех? Я вот например не умею петь. Я ужасно пою, правда. Так плохо, что я не пою даже в душе, чтобы не беспокоить соседей. Так что, если я кому-то заплачу – всем вдруг понравится, как я пою?
Я художник и хочу, чтобы мои работы были оценены как есть. Если они плохие – значит нужно работать дальше и развиваться, если они хорошие – отлично, нужно работать дальше и развиваться. Я не вижу смысла в каких-то махинациях, если работы плохие, и тем более, если они хорошие. Они или цепляют вас или нет.
Людям, которые на что-то намекают, я бы хотела намекнуть, чтобы они лучше занимались чем-то более важным и полезным. Они меня не огорчают, я про них просто не думаю. За три недели нас всех будут проверять на сайте. Я не сделала ничего против правил, все было честно, и я готова это доказывать, если будет необходимо.
Мы читали ваш комментарий к фотографии, но тем не менее – почему именно левитирующий человек, почему именно в деловом костюме, почему именно на Софийской площади?
Софийская площадь очень похожа на людей - на ней есть следы от каждого ее возраста, начиная с древнейшей Софии и заканчивая ультрасовременным Хаяттом. Она – как сама жизнь. Каждая эпоха оставила след в этом месте, на ней есть отпечатки разных культур. И эта площадь, собственно говоря, сердце Киева.
Левитирующий человек в деловом костюме на Софийской площади – это такой себе украинский сюрреализм.
Как вообще эта идея родилась?
А у меня вообще очень много идей, я не знаю как они рождаются. Наверно что-то из ноосферы.
Нам конечно интересно узнать о герое вашей фотографии, Маркусе – кто он?
Героя зовут Маркус Адам Мур, и он хороший парень, который занимается боевыми искусствами и умеет настолько отлично прыгать даже в деловом костюме, что с ним можно и на обложку U2 попасть. Больше ничего не скажу. Сами у него спросите, кто он.
Он сразу согласился принять участие в проекте?
Сразу, и прыгал, сколько было нужно.
Если вы выиграете – будете его как-то благодарить?
Я сказала, что если выиграю, то выйду за него замуж, так что за меня голосовали все его друзья, друзья его мамы и друзья друзей его мамы. И папы тоже. Это так, на случай, если у кого-то еще возникает вопрос о проплаченных голосах. Посмотрим, что будет 20 февраля, если объявят победителем, то наверно прийдется-таки выйти замуж! Буду тогда не Зоя Шу, а Зоя Мур, или может быть Мяу, что тоже неплохо.
Вы любите музыку U2? Альбом Achtung baby связан для вас с какими-то воспоминаниями? Что вообще для вас значит U2 – больше чем музыка, или просто хорошие стадионные гимны?
Я просто люблю музыку U2. Она меня вдохновляет.
А что вы думаете о визуальной составляющей феномена U2, ответственность за которую несет Корбийн? Вам близка эта мрачно-обособленная, иногда придурковатая, иногда слегка готичная стилистика?
Мне эта стилистика близка, но я никогда не пытаюсь следовать ничьему стилю в том, что я делаю. Я хочу создавать что-то свое.
Заданием конкурса было предложить работу, которая будет отображать дух современности, 20 лет спустя после выхода Achtung Baby.
Мне кажется, мрачная и готичная стилистика была актуальна 20 лет назад, а сейчас времена изменились, и поэтому я не делала фото в мрачном стиле.
На моем фото – человек, олицетворяющий экономическую свободу и духовный рост. Хотя, можете видеть в этом фото что хотите! Искусство позволяет выражать свое мнение в любой форме и быть воспринятым как угодно. Я за свободу самовыражения и восприятия. Если вы увидите в этой фото любую другую концепцию – мне будет интересно услышать ваше мнение.
Насчет господина Корбийна, могу сказать только то, что хочу быть таким же высоким профессионалом, как он, и буду делать для этого все от меня зависящее.