Премия Пинчука: левое искусство
Нельзя сказать, что последнюю неделю неравнодушные к современному прекрасному украинцы гадали – кто же получит главную премию в современном искусстве страны. Некоторые шутили, что выбор падет, как это обычно бывает, либо не на того, на кого надо, либо на того, но не вовремя.
Но получилось в итоге даже немножко не так.
Главную сумму получил художник, который идейно не должен был принимать участие в подобных мероприятиях. Как минимум, из уважения к тому, что проповедует. (К слову, в одном из своих выступлений Никита Кадан заявил, что пора бы уже платить художникам солидные гонорары за выступления).
Как известно, левое искусство – социально ориентированное или эстетически революционное, когда собственно его «левизна» противостоит правому мейнстриму. Левый выступает против денег, премий и прочего буржуазного разврата. Сюда же, в принципе, можно включить и гранты, ибо зачастую эти деньги тоже пахнут не тем, что может вдохновить на воплощение революционных идей.
Группа Революционное Экспериментальное Пространство, из которой и вырос Кадан, родилось на Майдане во времена Оранжевой революции. В принципе, должно было там и упокоиться, вместе со всеобщей верой в украинскую политику. Каждый из участников залихватского проекта должен быть идти дальше своей дорогой. Без спекуляций на тему демократии, бунта и прочего пафоса.
Повезло найти свой путь Жанне Кадыровой и Владимиру Кузнецову. Кадырова – уже давно классик, уважаемая и любимая художница в Москве (пока мы тут хлопали ушами – ее в свое время заангажировал известный московский галерист Овчаренко и если бы этого не случилось, неизвестно, могла бы Жанна все эти годы заниматься своими экмпериментами). И вот, наконец-то, художницу уважила родная страна – ей досталась Третья премия PinchukArtCentre.
С Кузнецовым история еще сложней. Художник неровный, его безумные идеи – от вышивок с текстами народных колыбельных до гигантского размера картин с людьми, у которых вместо голов черные кляксы –вызывают у публики, как и все новое и непонятное, гораздо больше сомнений, чем восторга. Но именно в творчестве этого художника прослеживается связь между традицией и чем-то совершенно новым, но при этом, что самое главное, - украинским и актуальным.
Именно за него болели те, кто еще верит, что современное искусство может на что-то влиять. Именно этому художнику удалось размалевать стены PinchukArtCentre на тему “Колиивщины” – одного из самых мощных восстаний 18 века на Правобережной Украине. Тогда все закончилось, как известно, плохо. Так обычно оно бывало на наших землях. Сейчас на стенах модного центра подобная интерпретация классики (графики Тараса Шевченка и Василия Седляра), выполненная в эстетике граффити, звучит жестко, ярко и честно. И это, наверное, единственный номинант этой премии, который может себя хоть немного считать “левым”. Хотя, безусловно, главной территорией обитания его искусства должна оставаться улица.