Гауди: волшебник древнего города

В этот день 90 лет назад оборвалась жизнь гениального архитектора, чьи здания человечество не может достроить по сей день. И мы вспоминаем Антонио Гауди.

Гауди: волшебник древнего города


Антонио суждено было родиться пятым ребенком в семье котельных дел мастера. Именно в его мастерской, по признанию самого Гауди, в нем пробудилось ощущение пространства. Он рано потерял всех своих родных. С детства страдал ревматизмом, что стало причиной ограниченного общения с другими детьми. Зато не мешало одиночным прогулкам и созерцанию мира природы, ставшего в последствии главным источником вдохновения. Гауди окончил Провинциальную школу архитектуры, после чего первое время проектировал фонари, ограды и мебель. А затем под влиянием архитектуры Барселоны, в которой жил, создал свои первые, относящиеся к раннему модерну, проекты - Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Каприччо (Комильяс, Кантабрия).

Однако поистине судьбоносной стала для Гауди встреча с текстильным магнатом и богатейшим человеком Каталонии - Эусеби Гуэлем. Он мог позволить себе воплощение любых, даже самых немыслимых идей, а Гауди был тем, кто жаждал самовыражения без каких-либо рамок. Так на свет появился ряд архитектурных проектов во главе с фантастическим Парком Гуэля (Барселона).

После этого Гауди просто перестал придерживаться классических стилей, используя ломанные и искривленные линии, из которых создавался его собственный и неповторимый почерк. Следующим крупным проектом был Дворец Гуэля - жилой дом на улице Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла (1885 – 1890). В самом дворце архитектор спроектировал плоские византийские своды. На фасаде сделал две пары больших ворот, через которые конные экипажи и повозки следовали сразу в нижние конюшни и погреба, в то время как гости поднимались по лестницам на верхние этажи. Внутренняя отделка и мебель, также созданные Гауди, поражают воображение. А дымоходы на крыше выполнены в форме разных цветных фигур и перекликаются с Парком Гуэля.

С завершением строительства дворца Антони Гауди перестает быть безымянным архитектором и становится объектом вожделения самых богатых семей, желающих сделать ему заказ. И он с удовольствием этим пользуется, создавая все более причудливые конструкции. Так появляется Дом Бальо (1904 – 1906) - жилой дом (1877), который был перестроен по заказу семейства текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас. Сохранив его исходную структуру, Гауди спроектировал два новых фасада, перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, прибавил подвальный этаж, мансарду и ступенчатую террасу крыши, а две световые шахты объединил в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию. Наиболее яркой особенностью дома является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Существует также множество версий символики главного фасада. Наиболее популярной из которых является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона - Гауди любил этих созданий, чей образ возникал то в одном его творении, то в другом.  

В период с 1906 по 1910 г. появляется Дом Мила - жилой дом для семьи Мила. Его выходящие в патио фасады покрыты полихромной росписью с растительными мотивами, которыми также украшены потолки и стены двух входных вестибюлей и главной лестницы. Террасы выложены мозаикой из фрагментов битой керамики, гальки, мрамора и стекла. А бельэтаж имеет необычные колонны с высеченными надписями и скульптурами.

Антонио Гауди полностью посвятил свою жизнь архитектуре. Он никогда не был женат и не имел детей. Принято считать, что он был замкнутым, высокомерным и малоприятным человеком. Однако те, кто хорошо его знал, утверждали, что он был добр, отзывчив и весьма дружелюбен. В молодости Антонио был щеголем, дорого одевался, посещал оперу и имел безупречные манеры. Но со временем совсем перестал обращать внимание на свой внешний вид, одевался неопрятно, жил очень скромно и зачастую его даже принимали за нищего. Однажды утром 73-летний Гауди вышел из дома, чтобы, как обычно, отправиться в церковь. Идя рассеянно по улице, он попал под трамвай. Извозчики отказывались везти в больницу странного грязного полумертвого старика без денег и документов. В итоге с горем пополам он был доставлен в больницу для нищих, где лишь на следующий день его отыскал и опознал церковный капеллан. Однако состояние архитектора уже не давало надежды на выздоровление. Антонио Гауди скончался и был похоронен в крипте недостроенного им храма.

Гауди: волшебник древнего города
Гауди: волшебник древнего города

Храм Святого Семейства – место, в котором душа архитектора творит до сих пор. Его возведение было начато в 1882 г., и спустя год проект был переделан самим Гауди, пришедшим на смену предыдущему архитектору. По решению инициаторов строительства, финансирование должно было выполняться исключительно за счет пожертвований прихожан. Чем и объясняется столь продолжительное строительство, которое не завершено по сей день. Гауди решил сохранить лишь планировку старого проекта в виде латинского креста, абсолютно изменив форму и структуру здания. Теперь оно должно было быть увенчано множеством устремленных ввысь монументальных башен, а все элементы декорации получить глубокое символическое значение. В 1895 г. были завершены работы над неоготической апсидой, особенностью которой являются декоративные башенки и водосточные желоба, напоминающие цветы, ящерок и улиток. В 1899 г. был закончен портал Св. Девы Розария. В 1910 г. на месте будущего главного фасада было построено здание временной школы для детей строителей. В 1911 г. Гауди создал проект второго фасада, строительство которого, однако, было начато уже после его смерти. А от третьего фасада до наших дней сохранились лишь скудные наброски. В ноябре 1925 г. была закончена 100-метровая колокольня. Она же стала единственной прижизненной колокольней архитектора, отдавшего строительству Храма более сорока лет.


Теги:

Статьи по теме


Мы в соцсетях

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK