Переключиться на мобильную версию

Заоблачный пафос или 100%-ый претендент на Оскар (БЛОГ)

"Расставаньям и потерям я не верю, я не верю, я в любовь земную верю и в бессмертие души" - пела некогда певица Ирина Аллегрова. Этот шлягер мог бы стать емким эпиграфом к фильму Облачный Атлас, для создания которого объединились Том Тыквер, семья Вачовски
Поделись

Невероятно амбициозный проект - 102 миллиона долларов бюджета (все - из независимых источников), 4 оскаровских лауреата, почти 3-часовой хронометраж, 10-минутная стоячая овация на премьере в Торонто - бесспорно станет главным краудплизером года, хотя создатели преподносят его как ответ на главные вопросы о жизни, Вселенной, и всего остального.

Шесть историй, действие которых разворачивается на разных отрезках временной спирали от середины 19 века и до нескольких столетий после Апокалипсиса, исполнены в жанрах исторической авантюры, декадентской драмы, политического экшена, фарсовой комедии, киберпанка и футуристической антиутопии. Ни одна из них, впрочем, не поднимается выше уровня добротной кинобеллетристики - по-английски можно было бы назвать это pulp-action.

Истории повязаны между собой остроумными знаками, которые, несмотря на лозунги в стиле популярного космизма, не демонстрируют ничего, кроме череды любопытных совпадений в течении времени. То, что героев каждой новеллы исполняют в основном одни и те же актеры в разных вариациях, намекает зрителю на теорию реинкарнации душ, которые вновь и вновь возвращаются в земную юдоль и начинют все с начала, но - где-то неподалеку от следов своей прошлой жизни.

Семейный дуэт Вачовски всегда писали свои блокбастеры по мотивам актуальных философских текстов, на этот раз ударились в сентиментальную эзотерику из серии "удобные теории о жизни на каждый день".

Невозможно не вздохнуть о Матрице, ставшей реальным слепком своего времени и транслировавшей миллионам идеи Бодрийяра и Ги Дебора. Облачный Атлас замахнулся на куда более зыбкое, чем социальная критика, поле метафизики, провозглашая довольно популистские тезисы о "каплях в море" и "открытых дверях" с чрезмерной даже для Голливуда безаппеляционностью.

Впрочем, в фильме есть и светлые моменты, доказывающие, что наши умнички Тыквер и Вачовски еще не окончательно сошли с ума. Идея тотальной трансгрессии гендера и расы получает в этом сценарии с десятками потрясающих перевоплощений героев очень остроумное и наглядное воплощение. В части о недалеком будущем, где в мегаполисе Нео-Сеул концепция потребления эволюционировала в религиозный культ с клонированными жрицами, актеры-европейцы появляются в "азиатском" гриме - бесспорно, иллюстрируя тезис футурологов о скорой капитуляции всех прочих генов перед азиатскими.

Забавная история - не читавшая футурологов некая корейская общественная организация заявила протест против фильма, основанный на том, что вместо привелечения корейских актеров, создатели предпочли загримировать европейцев. Ну и не стоит забывать о том, что режиссерское трио Облачного Атласа все-таки знает свое кинематографическое дело, также как и актеры на первых ролях - Том Хэнкс, Холли Берри, Джим Броудбент, Джим Стерджесс, Хью Грант, Сьюзан Сэрэндон и Хьюго Уивинг - незабвенный агент Смит. Облачный Атлас - вполне достойное и увлекательное зрелище, отличное шоу с переодеванием - а на выспренных моментах можно отвлечься на поп-корн.

К слову, не может быть сомнений, что Облачный Атлас - мастерская "оскароловка", и урожай номинаций ожидается богатый. Так вот - дорогой Космос, сделай так, чтобы Джим Броудбент получил свою вторую статуэтку. Потому что, если и есть в этом фильме нечто колоссальное, кроме пафоса - это он.

 

Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь