Толпа Жанны Кадыровой в ПинчукАртЦентре: Портрет «конца света».
В ПАЦ проходит персональная выставка обладательницы Первой специальной премии PinchukArtCentre 2011 года и Премии Сергея Курехина.
Специальное выставочное пространство РАС-UA это небольшой зал на 5 этаже, отведенный для украинских художников. Большую часть работ, размещаемых в этом зале, художники создают специально для PinchukArtCentre. Толпа Кадыровой тоже делается специально для ПАЦ. Художница начала свой проект вместе с началом года, того года, от которого многие ждали, а некоторые и продолжают ждать Конца. Можно даже предположить, что в работе Жанны именно эта – ожидающая Конца света – толпа. Большое количество людей, организующим фактором для которого является их попадание в поле зрения сначала объектива газетного фоторепортера, потом на глаза художнику. Рекомендую вам попытаться рассмотреть, есть ли у разных членов этой «толпы» сходное эмоциональное состояние.
На выставке в ПинчукАртЦентре - 21 коллаж из печатных изданий разных стран, портреты и фигуры людей вырезаны с каждой газетной страницы. Все газеты вышли в свет в период с января по июнь 2012 года.. Стеклянные панели с коллажами из газетных вырезок. Организован каждый из коллажей по принципу перспективы: на переднем плане большие фото, на заднем – маленькие. Ни одного печатного слова. Только фотографии. Все фотографии – только из одного газетного номера. Проект находится в стадии реализации, завершится в декабре нынешнего года.
То, как размещены стеклянные панели в пространстве, создает ощущение, что разные люди из «толпы» были бы не против поговорить друг с другом. Художница заметила парадокс - в американской прессе на главных фотографиях чаще всего неизвестные обычные люди. «Это анонимы, неизвестные люди, а те, кто делают реальную политику, они там где-то серенькие, ручки друг другу пожимают». Возможно, американские газетчики предчувствуют, что реальную политику скоро будут делать как раз те – неизвестные?
Посетитель ПинчукАртЦентра, рассматривая коллажи Жанны Кадыровой, может искать знакомые/известные лица, может пытаться анализировать или отгадывать – почему именно на стекле, или – почему в таком порядке, или – почему именно эти газеты и именно эти люди, или - кто же главный ньюс-мейкер этого, ставшего почему – то таким важным, года. Например, Путин есть практически в каждой газете.. То есть, по сути, медиа как раз и есть тот инструмент, который превращает того или иного деятеля в делателя новостей, в производителя будущего. Тонкая ироничная критика медиа, как по мне, одна из удач проекта Кадыровой.
«Проникновение в медиа каких-то определенных лиц - это очень смешно», - говорит художница. А смешно бывает, как известно, от несовместимости. Это такая ситуация, когда мы ждем чего-то большого, а обнаруживаем маленькое. Нисходящая несовместимость.
Газета в каком-то смысле является культурным эквивалентом события.
На культурный эквивалент феномена жизни или искусства можно посмотреть как на тень. Культурная тень - это как бы горизонтальное отражение от освещенной вертикали - искусства. Можно попробовать вернуть культуру обратно в прямостояние-прямохождение. Берешь тень (фотографию в газете), клеишь на что-нибудь (отлично, если это «что-нибудь» - прозрачное) и отдаешь себе отчет в том, что эта операция не имеет ничего общего с искусством, пока ты не потрудишься озаботиться вопросом – понимаю ли я какие идеи мне важны? Или, как говорит Жанна: «То, что тебя волнует, то и переносишь в свое творчество».
А то, что волнует зрителя, он, вероятно, переносит в свое восприятие… В моем случае это попытка вернуть событию событийность, проделав операцию, как бы дублирующую производство медиальной поверхности, добиваясь гомеопатического эффекта устранения этой самой поверхности, излечивая подобное подобным.
Жанна Кадырова «работает с реальностью, просто открывает вещи, которые существовали всегда. .. Это действительность вокруг нас..».
Еще вот что: так называемая мелкая моторика пальцев напрямую связана с мышлением и памятью. Так что Жанна, после полугодового вырезания из газет людей, наверное, кое-что помнит о человечестве 2012 и действительности вокруг нас.
Выставка работает до 17 августа.
Фото Ольга Комисар