Выдающаяся пластинка бразильской певицы-иконы Элзы Суарес

Новая-старая музыка из столицы Олимпиады.

Выдающаяся пластинка бразильской певицы-иконы Элзы Суарес

Elza Soares ‘A Mulher Do Fim Do Mundo’ (Mais Um Discos)

Рио-де-Жанейро – это веселье, карнавал, широкие пляжи, наконец, сегодняшняя Олимпиада. Но также Рио и, вообще, Бразилия – это трущобы, бедность, социальная неустроенность, насилие. Понятно, что и местная музыка, которая обычно ассоциируется с праздностью – воздушная босса-нова да искристая самба (о более современных жанрах вроде байле-фанка здесь речь не идет), – тоже имеет темную, минорную сторону, даже если подобное непросто представить. Альбом 79-летней Элзы Суарес A Mulher Do Fim Do Mundo, реализованный в международном масштабе этим летом (в Южной Америке немного раньше), как раз таков.

Впрочем, боль и надлом песен Элзы (в Бразилии ее имя произносят Эуза) идут не лишь от общей ситуации в социуме, а, прежде всего, проистекают из собственной судьбы женщины. Родившаяся в фавелах Рио, Суарес, казалось бы, сделала замечательную карьеру. Ведь она, поющая аж с 50-х годов прошлого века, – культ бразильской музыки. Пусть не столь известная в мире, на родине не меньшая глыба, чем прославленные Антониу Карлоc Жобим, Жуан Жилберту, Каэтану Велозу, Os Mutantes, Жилберту Жил, Том Зе.

С другой стороны, это сейчас, последние 15-20 лет, Элза имеет признание, номинации на Grammy, студийные сессии с тем же Каэтану Велозу, Гал Костой, Жоржи Бен Жором. Тогда как во второй половине 80-х и начале 90-х, несмотря на десятки успешных дисков в 60-70-е, ее почти забыли, после чего певица впала в депрессию. Однако основное – ее личная жизнь с самого раннего детства прошита бесконечным трагизмом.     

Выросшую в экстремальной бедности девочку выдали замуж в тинейджерском возрасте, трое ее детей умерли от голода. Позже, будучи уже известной, Суарес стала супругой легендарнейшего футболиста Гарринчи, уникума, почти не уступавшего по таланту Пеле. Один из лучших игроков всех времен и народов, как мы знаем, страдал от алкоголизма, чем испортил и свою, и Элзы жизнь. Будучи пьяным за рулем, Гарринча сбил насмерть мать Суарес, он занимался рукоприкладством по отношению к жене, пропивал и проигрывал в карты их деньги. Уже после смерти футболиста (от цирроза печени) единственный совместный ребенок Гарринчи и Элзы погиб в автокатастрофе – ему было 10 лет. Что может чувствовать, как может петь женщина, похоронившая четырех маленьких детей?

От природы хрипловатый будто сырой гортанный голос Суарес на альбоме A Mulher Do Fim Do Mundo звучит надрывно, ее исполнение эмоционально, пронзительно. Песни, чаще накаленные и драматичные, чем просто грустные, повествуют о смерти, одиночестве, любви, борьбе, насилии, сломанных (например, наркотиками) людях, темной стороне «бразильского рая». И звуковая начинка точно соответствует такому тону.

Формально, обще лонгплей допускается подвести под тэг альтернативной, экспериментальной самбы, или даже, как выражаются южноамериканские журналисты, панк-самбы. На самом же деле, мощный замес разнороден и состоит из набора элементов. Во-первых, да, самба. Вернее, так называемая samba suja, то есть «грязная самба». Действительно шероховато, по-рокерски грубовато и по-джазовому свободно звучащее приложение к бразильской традиции, которое последние несколько лет продвигают молодые группы из Сан-Паулу. Во-вторых, электроника, вплоть до синтетического баса и всяких эффектов – Элза еще 15 лет назад, кстати, начала «диффузию» с электроникой. В-третьих, джаз, джаз-рок и даже нойз-рок (шумы, диссонансы). Наконец, фрагменты тропикалии, в рамках которой Суарес работала в прошлом не раз, и афробита.

Нужно сказать, что неслабый фьюжн и саунд диве-ветерану помогло оформить новое поколение. В первую очередь, продюсер упомянутой samba suja Гильерме Каструп (ему, правда, уже 47), а также участники классных групп Metá Metá и Bixiga 70 (обе не так давно отмечал в своем facebook-блоге), что в собственных работах как раз скрещивают бразильские, африканские, фри-джазовые и авант-роковые элементы.

Суммарный результат – поразительная пластинка. Глубокая и экспансивная. Грустная и сокрушительная. Красивая, поэтичная и авангардная, передовая.

Владимир Сиваш



Статьи по теме


Мы в соцсетях

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK