Новые альбомы: возвращение проектов 00-х
Beyond The Wizards Sleeve и Colder спустя почти десять лет.
Новые альбомы: возвращение проектов 00-х
Beyond The Wizards Sleeve ‘The Soft Bounce’ (Phantasy)
Разные ресурсы сообщают, будто The Soft Bounce – дебютный авторский лонгплей Beyond The Wizards Sleeve. Понятно, что проект Ричарда Норриса и Эрола Алкана с середины прошлого десятилетия известен, прежде всего, своими феноменальными ремиксами тем иных артистов, которые даже не ремиксы, а так называемые re-animations – свободные интерпретации, полностью перекраивающие оригинальные композиции, превращающие их в лизергиновые трипы. Песни Peter Bjorn & John, Chemical Brothers, Badly Drawn Boy, Трейси Торн, Franz Ferdinand, Goldfrapp и многих других становились объектами манипуляций (их объединили в сборнике Re-Animations Vol.1). Тем не менее, в 2008-м у дуэта выходил и авторский альбом Beyond The Wizards Sleeve Ark 1 (пусть включавший несколько чуть более ранних синглов).
То есть, The Soft Bounce – вторая пластинка. Выпущенная после серьезной паузы. В нынешней декаде от Beyond The Wizards Sleeve почти ничего не было слышно. Оно объяснимо: Ричард и Эрол – люди чрезвычайно занятые (и уважаемые), Sleeve для них – лишь один из многих проектов. Творческие приложения Алкана современным меломанам, особенно любителям танцевальной музыки, представлять не нужно – от дэнс-рока до диско с тучей промежуточных остановок, десятками клаб-бангеров, хит-ремиксов, собственным лейблом, продакшном альбомов коллег, званием топового ди-джея (без негативной окраски) и так далее. А Ричард Норрис – попросту ветеран-легенда. Человек играл в Psychic TV, основал культовый электронный дуэт The Grid, в наше время издается, например, под вывеской The Time & Space Machine.
The Soft Bounce с одной стороны продолжает линию Beyond The Wizards Sleeve 00-х, с другой – все-таки ощутимо другой. Шаманские аудио-пространства дуэта всегда казались труднообъяснимыми, мутными, мистическими. Непрозрачный отвар из разжиженного психоделического рока и психоделического фолка, даб-диско и прог-диско, мутированной балеарики и краут-эмбиента, средиземноморского trippy-хауса и мантр колдунов из разных частей света. Деконструированный эйсид-рок в недо-танцевальной гуще и эзотерических плоскостях.
Новый лонгплей тоже предлагает гитарную психоделию, краут-рок, трайбл, эмбиент. Однако теперь без подспудных дэнс-намеков. Без даб-диско, просеянного в песке хауса, балеарской нирваны. Зато появились новые элементы: тропикалия под Os Mutantes и Stereolab, синтезаторная нью-вейв-романтика. Впрочем, дело не в этом. Главное - все вполне ясно, муть ушла, ритуалы приобрели форму, видения стали четче. Лайт-психоделия. Безусловно, интересно и талантливо, просто теперь не мираж, не кисель, музыку можно ухватить.
Полагаю, Ричард и Эрол сделали так намеренно. Не дремучий космос, понятный только завернутым астрофизикам, а научно-популярный сериал Сквозь червоточину с Норрисом и Алканом (по анологии с известной ТВ-программой Моргана Фримена), где озвучиваются более-менее внятные объяснения на ту же тематику.
Новые альбомы: возвращение проектов 00-х
Colder ‘Goodbye / The Rain’ (Bataille)
Французский экземпляр Colder – это человек по имени Марк Нгуен Тан. В 2003-и и 2005-м парижанин выпустил два отменных диска на лейбле Тревора Джексона Output Recordings, который в тот период был чрезвычайно важным, а сейчас, к сожалению, закрыт. Вряд ли творчество Марка так уж сильно пересекается с судьбой Output Recordings, но факт: Colder тоже пропал на долгие годы.
На самом деле, Тан занимается не только музыкой, он также графический дизайнер и видеорежиссер – данные сферы деятельности и заставили исчезнуть на целую декаду. Сейчас Марк снова в студии. В конце прошлого года вышла пробная камбэк-пластинка Many Colours, а нынешним летом француз возвращается по-настоящему. Сразу два альбома одновременно. Goodbye – песенный, более-менее быстрый. И The Rain - скорее экспериментальный, с линейкой инструменталов.
И если 11-13 лет назад проект ассоциировался с эдаким «отмороженным» механистично-танцевальным пост-панком (уже не Joy Division, еще не New Order, плюс явная продюсерская рука Тревора Джексона), то нынешний материал берет значительно шире.
К пост-панку добавляется и даб, и краут, и сырой блюз-рок, и даже своебычный замедленный вариант рокабилли. Последнее, кстати, наиболее любопытно. Когда подобное рокабилли нанизывается на грубоватый синтезаторный остов и приобретает инфернальный оттенок, становится немного похоже на Алана Вегу и Suicide.
Голос Марка по-прежнему отстранен. И вообще, несмотря на другие жанровые преференции, общие установки не изменились. Во-первых, нарочито минималистично. Во-вторых, настроенческий окрас и атмосфера: нуар, пепел, холод, приглушенный матовый свет.
Владимир Сиваш