Новый альбом колосса Брайана Ино

Важный продюсер с известными и свежими приемами.

Новый альбом колосса Брайана Ино

Brian Eno ‘The Ship’ (Warp)

Вслед предыдущему сольному диску, сугубо эмбиентному Lux (2012), британский муз-демиург Ино выпустил сразу две коллаборативные пластинки с фронтменом Underworld Карлом Хайдом, где фланировал от своеобразного нью-вейва к трансогенной трайбл-полиритмии. Старт очередного личного лонгплея наводит на мысль, что Брайан снова ступает на многократно протоптанную для себя и целых поколений артистов дорожку эмбиента. Однако это не совсем так. The Ship отличается от выполненного по «классическим лекалам» Lux и прочих архитипичных альбомов Ино (в основном ранних).   

Заглавная 21-минутная композиция (всего их четыре на пластинке, причём вторая, третья и четвертая составляют тематическое единое целое) задумывалась как эмбиентная работа.  Поначалу все оправдывается: медленные малоамплитудные волны из органного гудения, эха струнных, деликатных синтезаторных мазков, препарированных в газообразное облако энвайронментальных шумов, всхлипов некой исследовательской лаборатории. Но через время в сию парящую субстанцию неожиданно проникает вокал – низкий голос (Ино отметил у себя подобный тембр недавно)  с одной стороны продолжает движение по воздуху, с другой – все-таки формирует подобие песни. Гипнотической мантры, скорее. Эффект любопытный: уже не чистый эмбиент, еще не песня как таковая. Посередине между нематериальным и физическим.

К тому же здесь явно есть настроение – одновременно смиренно-скорбное и тревожное, о нейтральном фоне речь не идет. Оно и понятно, альбом концептуальный. Величие прогресса и  трагедии с ним связанные, достижения человечества и ими порожденные страхи – на примере событий начала XX-го века: триумф и гибель «Титаника», сила оружия из стали и ужасная Первая мировая война.

Второй трек Fickle Sun (I) продолжительностью в 18 минут устроен подобно первому. Голос свободно реет над струящимся эмбиентным гулом, слова не привязаны к ритмической канве или последовательности аккордов – именно этого хотел Брайан. Тем не менее тон тут еще более горестный и пронзительный, атмосфера болезненней. Словно отходная молитва на поле вчерашней битвы. Оцепенение, духовная драма. Вдруг флэшбэк – прорывается батальная сцена: органы тяжелеют, дроун накаляется, вступают ударные и грозные духовые, вихрь меди, эмоций. Впрочем, ненадолго – опять тихо, снова ступор.       

Дальше короткая spoken-word-сюита Fickle Sun (II) The Hour Is Thin. Английский актер, мастер нарративной озвучки (в кино, анимации), режиссер Питер Серафинович поверх минималистичной и меланхоличной фортепианной пьесы читает поэзию, полученную Ино благодаря Генератору цепей Маркова. Компьютерной программе, создающей «осмысленные» строчки на основе массива ранее загруженных текстов. Брайан загрузил газетные отчеты о крушении «Титаника», лирику солдатских песен Первой мировой, собственные старые стихи, инструкции ко всяким машинам и прочее. Легендарный экспериментатор жутко любит такого рода фокусы.

Наконец, последний номер Fickle Sun (III) I'm Set Free. Кавер песни The Velvet Underground конца 60-х.  В варианте Ино – упоительная, будто плывущая по эфиру баллада. Луч надежды, освобождение, новая иллюзия в конце  длинного пути переживаний, сомнений, взлетов и падений.

Финальная композиция не просто символична, еще она корректирует баланс альбома. The Ship, без сомнения, классно сработан/спродюсирован, у диска интересные сюжет, драматургия, концепт. Но, прежде всего, он очень красивый. Хотя красота эта требует погружения и сосредоточенности.

Владимир Сиваш


Теги:

Статьи по теме


Мы в соцсетях

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK