Пластинки недели: джаз, афро и англо-американский сплин

Новая работа Эрика Трюффаза, а также поразительный диск Jesu & Sun Kil Moon.

Пластинки недели: джаз, афро и англо-американский сплин

Пластинки недели: джаз, афро и англо-американский сплин
Пластинки недели: джаз, афро и англо-американский сплин
Erik Truffaz Quartet ‘Doni Doni’ (Warner)

Вдохновлённый сотрудничеством с южноафриканским танцевальным театром Vuyani, чьи проекты/представления считаются одними из наиболее интересных в ЮАР (и не только), прославленный французский (около)джазовый трубач Эрик Трюффаз свой новый лонгплей Doni Doni слегка расцветил этническими, африканскими красками.

Довольно большой вклад в альбом внесла малийская вокалистка Рокия Траоре, которая поет несколько номеров на родном баманском языке (корневой язык в Мали, второй по употреблению после французского). Кроме того, присутствует известный рэпер Оксимо Пучино – он, хотя и базируется во Франции, имеет все то же малийское происхождение.    

Мотивы Рокии, кое-где ритмическая часть (заигрывания с афробитом, в том числе), струнные в теме Seydou – вот здешние ссылки на world music. Удачно с ними коррелируются фанковый вайб и привычный для Эрика фьюжн, включающий, например, джаз-роковые проходы.

Но пусть вас не вводят заблуждение термины фанк, афробит, фьюжн (как и хип-хоп, в финальном треке). Doni Doni, на самом деле, совсем не бурливый альбом. Наоборот, общее впечатление: темы льются, изгибаются будто воск, гладкая полупрозрачная субстанция. Прилагательные mellow, laidback сами просятся на язык.

Будучи законодателем мод в сфере смелой диффузии джаза с иными муз-горизонтами, корифеем дерзкого галльского E-джаза второй половины 90-х начала 00-х, а временами и попросту экспериментатором без скидок (работы с Murcof, скажем), сегодняшний Эрик Трюффаз, даже добавляя афро/фанк-специи, звучит очень сдержанно, интеллигентно, поэтично. Это, конечно, не прохладно-созерцательный диск Arkhangelsk (2007) – тут-то южный географический вектор – однако воздух, легкость подачи, чистая красота, ненавязчивое притяжение на орбиту джаза смежных явлений для француза в 2016 важнее вызова, экспрессии, рельефного микса. Правда, кто знает, следующий диск может быть совершенно другим. За то и уважаем.       

Пластинки недели: джаз, афро и англо-американский сплин
Пластинки недели: джаз, афро и англо-американский сплин
Jesu & Sun Kil Moon ‘Jesu/Sun Kil Moon’ (Caldo Verde/Rough Trade)

На первый взгляд необычная коллаборация американского фолк-сторителлера Марка Козелека, практически в одиночку отвечающего за проект Sun Kil Moon, и волхва тяжелых/тягучих гитарных трясин британца Джастина Бродрика, представляющего Jesu, по факту очень естественная.   

Во-первых, Марк и Джастин уже лет 10 имеют опосредованные творческие контакты (например, Козелек выпускал Jesu на своем лейбле). Во-вторых, настрой, эмоциональный тон Sun Kil Moon и Jesu весьма близки – от застывшей неподвижным взглядом внутренней кручины до выползающей из-под тисков гнетущей скорби. Поэтому длиннющие откровения грустного сингера-сонграйтера абсолютно органично ложатся на пудовые пласты размазанного черного вещества бывшего индастриал-металлиста (Бродрик начинал в группе Godflesh).

Собственно, задел пластинки именно таков. Марк Козелек медленно «с разбитым сердцем» начитывает истории поверх заторможенной и завораживающей гитарной лавы Jesu. Траурно-тожественной процессии, где в мутном потоке сливаются шугейз, вытянутый из бесконечного фузза дроун, дум-металл, сладж, пост-рок (металлических остатков все меньше, если откровенно). В подобных слоях Джастина как всегда не лишь свинец, а и гипноз, аффективный ступор, колдовство, особенная волнующая красота. Бродрик мастер как в подземном давлении, так и в возвышенном мелодическом миноре.  

К середине альбома, однако, напряжение спадает. Теперь это ближе к разреженному повествовательному sadcore-фолку, на котором, собственно, собаку съел Козелек. Возникают даже мазки электроники. Последняя композиция Beautiful You обволакивает слова Марка эмбиентом. Все та же торкающая печаль - но не в оковах морока, а на предрассветных облаках, с определенной лирико-сентиментальной ноткой. 

Отдельно стоит отметить тему под названием Exodus. Тихий-тихий ноктюрн, что оглушает. Пронзительная 10-минутная баллада-молитва (под фортепиано, фоновые струнные) о горе родителей, которые хоронят своих детей. Никакого пафоса, желания вышибить слезу. Марк рассказывает о реальных историях (песня написана после прошлогодней гибели сына Ника Кейва, хотя строчки не лишь о нем) – просто, ровно, как горящая церковная свеча, и оттого как-то уж совсем тоскливо, трагично, одновременно оцепенительно и душераздирающе.

Только за Exodus пластинку можно было бы смело рекомендовать, однако здесь, право, еще немало крайне достойного материала. Записанного, кстати, при участии отменных гостей – участников групп Slowdive, Low, Modest Mouse. Хорошее дополнение к двум и без того значительным величинам.    

Владимир Сиваш


Теги:

Статьи по теме


Мы в соцсетях

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK