Исключительный альбом проекта гитариста Radiohead
Джонни Гринвуд вскрывает музгоризонты северо-западной Индии. И уходит в тень.
Shye Ben Tzur, Jonny Greenwood & The Rajasthan Express ‘Junun’ (Nonesuch)
В составе Radiohead Джонни Гринвуд всегда казался наиболее тонкой, изысканной творческой персоной. Не лишь в рамках бэнда, но и своими сольными деяниями – будь-то саундтреки или работы с польским композитором Кшиштофом Пендерецким – он это подтверждал. Поэтому нынешний проект Джонни – запись с израильским композитором и певцом Шаем Бен Цуром, а также 19-головым коллективом из Индии The Rajasthan Express на предмет микса индийской, ближневосточной и западной музыки (так, по крайней мере, представлялось, на самом деле здесь другой микс) – не выглядит удивительным.
Все это, конечно, красиво. Само сочетание артистов, сессии-марафоны в раджпутском форте XV века, сопутствующий фильм о них от известного режиссера (Пол Томас Андерсон) и так далее. Красиво чересчур. Могло превратиться, как нередко бывает с обращением рок- и поп-звезд к индийской или другой этно-тематике, либо в самолюбование на фоне экзотики, либо просто в пшик и профанацию. И вот тут проявился чуткий подход Гринвуда. Да, он запал на креатуру обучавшегося и проживающего в Индии Шая Бен Цура, увлекся музыкой Раджастана, однако не стал бросать их к ногам своего раскрученного имени. Просто выступил зачинателем, куратором затеи. В музыкальном же плане, вместе с многолетним соратником-продюсером Найджелом Годричем, оказался скорее фигурой второго плана и оформителем.
Из-за того «западные» приемы эпизодичны. Кое-где цифровой ритм (кстати, вполне похожий на опыты поздних Radiohead), удачно передающий эстафету индийской перкуссии, кое-где околоэмбиентная сетка и электронные звуки с консолей Годрича - лиши для мимолетного оттенка. Гитара Джонни и вовсе практически неразличима.
Альбом и сочинения Шая Бен Цура (он основной композитор) интересны сочетанием трех аутентичных музтрадиций северной и северо-западной Индии. Во-первых, ритуальная суфийская музыка (и поэзия) Каввали, которой 700 лет, которая вгоняет в транс и которая европейскому меломану, в принципе, уже знакома (хотя бы по дискам знаменитого пакистанца Нусрата Фатеха Али Хана). Во-вторых, не менее старинные песни Манганьяров – мусульман из пустынных областей Раджастана, традиционно, из поколения в поколение, выступавших трубадурами-менестрелями при дворах раджпутских правителей. В-третьих, бравурные наигрыши духовых оркестров Раджастана (Каввали и Манганьяры обходились без духовых).
На выходе – поразительная смесь, особенно для нашего уха. Барабаны дхолак и мриданг дают грув и пускают в трип, струнный инструмент саранги торкает внутреннее, вокалы (как соло, так и многоголосье) магнетизируют, а когда вступают мощные духовые, то рубит прям. И это же в исполнении ватаги из 19 человек, плюс Бен Цур, плюс Гринвуд с Годричем. Кроме того, Шай таки привносит в отдельные темы нечто едва уловимое ближневосточное (из языков, среди прочих, используется иврит). Ну и, британская пара добавляет чуть-чуть интригующих штрихов да эффектно компонует.
Как бы не хотелось фэнам Radiohead и евро-американским масс-медиа, Junun – точно не сольная пластинка Гринвуда. Но заслуга Джонни огромна как минимум в том, что с помощью громкого имени и, конечно, благодаря своему вкусу он смог привлечь внимание к феномену.
P.S. Разное, однако неизменно гипнотическое действие имеют и ритмически активные треки, и медленные пронзительно распевные номера.
Владимир Сиваш