Два новых альбома ноября от француза и американки
Свежие работы Бертрана Бургала сотоварищи и прелюбопытного американского проекта Eartheater.
‘VA - Tricatel RSVP (Composition instantanée et improvisation collective)’ (Tricatel)
Продюсер, композитор, саунд-волшебник Бертран Бургала. Руководитель, идеолог стильнючего парижского лейбла Tricatel Records. Серый кардинал французского арт-попа с 90-х, повлиявший, например, на AIR и Себастьяна Телье. Человек, которого медиа называют не иначе как «маэстро» и «аудио-кутюрье», а коллеги в его честь еще 15 лет назад выпускали сборники с названиями вроде The Genius Of Bertrand Burgalat.
Бертран всегда был центральной осью круговорота множества изумительных талантов, неординарных артистов, поп-эксцентриков – таких же, как он сам. В рамках нового проекта Tricatel RSVP Бургала решил аккумулировать этот вихрь в один пучок, не дав ему отдышаться, быстро творческим блицкригом бросить о стену и собрать результат истинного вдохновения.
В течение пяти дней два десятка исполнителей музицировали в парижской студии с чистого листа. Без плана, предварительной подготовки, запасенного материала. В деле приняли участие звездочки лейбла Tricatel: как старые - например, участники группы AS Dragon или April March, так и недавние в лице бесподобных оригиналов - канадца Джефа Барбары и француза Кристофа Шассоля. Кроме того, целая обойма классных гостей – Donna Regina, Шон Ли и даже американский фанк-аутсайдер Даг Хрим Блант, которого только сейчас вытащили на поверхность из забытья 80-х (весь предыдущий музблог на данном сайте был посвящен как раз Дагу Хриму Бланту). Нити процесса в своих руках деражал, конечно, сам Бертран Бургала.
Записали около десяти часов музыки. Из них маэстро и составил 11-трековый Tricatel RSVP. Любопытно, что какой-то дикой импровизацией композиции точно не кажутся. Да, стилей и ходов хватает. Ретрофутуристический спейс-поп и фанковый кач на фоне десятиминутного галлюциногенно-эйфорического трипа. Опять же легонький синт-фанк, только теперь в системе ностальгического изи-лиснина, и хип-хоп. Фирменные «бертрановские» аналоговые одиссеи со старомодными органами под мышкой и изумрудными очками на глазах для особенного восприятия, ванильный психоделический поп и чудное диско. Лоск оркестровой киномузыки 70-х, шарм французской эстрады и «генсбуровщина» с дымком и глубоким басом.
Однако во всем, как ни крути, чувствуется и слышится именно Бургала. Почти любое – может, за исключением хопа, опереточных вставок (есть и такое) да избытка фанки-подкладок – присутствует на разных релизах Бертрана. Везде его знаменатель. К тому же, француз обмолвился, мол, имелись дополнительные сессии, и он дорабатывал продукт.
То есть, с одной стороны, «мгновенную композицию и коллективную импровизацию» не просто поймать на пластинке. Что, наверное, минус для первоначальной идеи. С другой, сборник – еще один превосходный пример обаяния музыки и уникального продакшна главы Tricatel Records. А также своего рода продолжение, второй том компиляции The Genius Of Bertrand Burgalat.
Eartheater ‘Rip Chrysalis’ (Hausu Mountain)
Музыка будто из подсознания, где метафизические аудио-токи направляют в гипноз, в сновидческую параллельную реальность. Фаза летаргии, где одновременно зависаешь в статике и паришь посреди неотчетливой красоты.
Eartheater – 26-летная жительница Нью-Йорка по имена Алекс Дрючин. Хотя возможен вариант Александра Дрючина, ведь ее отец – русский, пусть вся жизнь девушки и связана с Америкой. Ранее Алекс входила в состав психоделического дуэта Guardian Alien, а теперь выпускает уже второй лонгплей под вывеской Eartheater (оба реализованы в нынешнем году). Альбом, который может понравиться любителям Weyes Blood, Джоанны Ньюсом, ранней Лорел Хейло и не столь давней сенсации Circuit Des Yeux. Причем, не по отдельности, а тем, кто оценит собранные достоинства всех упомянутых барышень в одном миксе.
Завораживающие композиции Eartheater сплетают разные грани современного авант-фолка – причудливый барокко-фолк (банджо, препарированные струнные), дарк-фолк – с басовитыми электронными пульсациями, field recordings, потусторонним дроуном, вибрацией и смогом от смутных синтетических источников. Где-то внутри данной мембраны распространяется голос Алекс. Он то завывает ритуалистическими причитаниями, то льется нежной усладой сирены-ангела, то имитирует неприродные звукосочетания, то спускается в подземные (низкие) пещеры, то устремляется в опереточную высь. Фантомная красота и фантомная же боль улавливаются между сферами.
Как называть - психоделические фолк-мантры на поле экспериментальной ghostly-электроники или, например, эзотерический дрим-поп посреди folktronicа-трипа – неважно. Главное – от мистического приворота этой тихой необыкновенной музыки избавиться тяжело.
Владимир Сиваш