Дебютный сольник Николя Годена из дуэта AIR


Почти все последние диски прославленного галльского дуэта AIR страдали от одного и того же синдрома. Вроде бы, почти как раньше – красивенные пасторали, обволакивающий эфир – но пресно, ровно, без интриги. Думаю, многие, кто почитает AIR c середины 90-х, согласятся. Такое впечатление, будто парни просто следовали по накатанной, без вспышек, озарения. Логично, что они взяли паузу и сфокусировались на сольных работах. Ранее в нынешнем году соло-опус издал Жан-Бенуа Дюнкель (хотя он делал это и раньше), а сейчас свой первый личный лонгплей выпускает Николя Годен.
И как раз что-что, а интрига, фантазия, изначальная любопытная идея и ее развитие на альбоме Николя Contrepoint присутствуют точно. Годен здесь вдохновляется творениями Иоганна Себастьяна Баха, прежде всего, в исполнении знаменитого канадского пианиста прошлого века Гленна Гульда. Каждая из композиций отталкивается от какой-либо темы или фрагмента темы Баха. Но только отталкивается. Дальше Николя ведет произведения в неожиданные места и разворачивает в интересных плоскостях.
Органное барокко растворяется в типично AIR-овских дрим-скейпах, легкой психоделии и спейс-поп-эффектах. Фуги сталкиваются с прог-роком. Классические струнные оборачиваются эйфорическими кинематографическими пьесами, что так любят те же AIR. На пиано-пассажи по Гленну Гульду француз накладывает то джазовый ритм (из Take Fave), то эксцентричную электронику, изи-лиснин-оркестровки и забавные exotica-звуки. Одна тема дрейфует к пьянящему софт-року 70-х, другая от трайбла переходит к краут-року, перемежается джазовым саксофоном и снова-таки отрывками барокко Баха.
Плюс поет хор из Македонии и певец из Бразилии (вообще, звучат немецкий, португальский, итальянский языки), а на гитаре, например, играет Коннан Мокасин.
При всем этом Contrepoint – легкая, чрезвычайно приятная музыка. Никакого разнобоя или занудства в ней нет. Мысль, но воздух и красота.

Всегда притягательная комбинация, когда запись с одного боку странная, нелинейная, ее явно делал человек из андеграунда, а с другого - в музыке достаточно поп-гибкости, чтобы запасть в ухо почти сразу. Новый лонгплей базирующейся в Торонто американки Меган Реми, которая единолично представляет проект US Girls, именно таков.
Half Free - первая пластинка Меган для крупного рекординга, культового лейбла 4AD. Но те, кто интересуется продвинутой канадской околоэлектронной сценой последних лет (что процветает и дала миру уже массу уникумов), знают ее предыдущие работы. Часто минималистские, грубоватые. Новый же диск более внушительный, внятный, оформленный. Хотя в основе по-прежнему лоу-фай, где лупы драм-бокса, синтезаторные линии, гитары, сэмплы, шумовые эффекты в токсичном искривленном звуковом поле собираются в причудливый домодельный арт-поп.
На нижнем уровне блуждающий гипнотический поток, заворачивающий то к расплывающемуся в эхо-пучине дабу, то к заторможенному нарко-диско (будто Chromatics или Desire опустили под воду), то к мутному зомбическому блюзу (Линч в оцепенении), гитарной психоделии или коматозному дрим-попу (Сocteau Twins в глубокой дабовой яме).
Однако пронзительный вокал Реми, ее лирика, касающаяся семейно-социальных, экзистенциальных, гендерных вопросов, раздирающие мотивы-мелодии неожиданно придают песням нерва, драматичного градуса, остроты.
Подобная контроверсивная связка действует на мозг очень сильно. Вроде бы тебя одурманивают и тут же трясут. Одной рукой замедляют кровь в жилах, а другой ее кипятят.
P.S. Раньше Меган работала с Dirty Beaches. Мужем Реми является классный авант-поп-фрик Slim Twig (два последних релиза выпустил на DFA Records).
Владимир Сиваш