Альбомы недели: Dam-Funk, King Midas Sound и Fennesz
«Двойник» Снуп Догга, он же фанк-виртуоз, а также элегическая пластинка-коллаборация знатных электронщиков.
Формально всего второй диск гуру современного фанка из Калифорнии Дэймона Риддика, более известного как Dam-Funk. К тому же после длительного перерыва, снова-таки формально. Ведь и до 2009-го, когда Дэймон издал первый гигантский по хронометражу опус Toeachizown, у человека имелась гора записей (на лейбле Stones Throw потом их компилировали-выпускали). И в течение последних шести лет Dam-Funk сработал уйму материала, включая лонгплеи со Стивом Аррингтоном и Снупом (7 Days Of Funk), на которого удивительным образом Риддик похож внешне.
Да, Dam-Funk любит, чтоб много, чтоб размах, широко. Новый альбом Invite The Light – это 20 треков, около 80-ти минут, дюжина крутых гостей (Snoop Dogg, Q-Tip, Flea из «Перцев», Ariel Pink, фанковая легенда Уолтер ‘Джуни’ Моррисон, Computer Jay, Nite Jewel и так далее). Главное, это будто прог-одиссея от фанка. Зачастую длиннющие композиции, которые распространяются по разным уровням.
Обычно творчество Риддика называют синт-фанком, сам он бросает сочетание «the future of modern funk». Под зонтиком таких дефиниций на Invite The Light кроется и вкрадчивый соул-фанк с ретрофутуристическим бликом, и юркий P-funk, и протяжный G-funk, и действительно его фирменные гипнотические грув-петли на мягких, словно силиконовых, или, наоборот, упругих резиновых синтезаторных подушках из 80-х.
Есть хип-хоп, ваниль R’n’B-оттенка (что мне, например, не нравится), даже дип-хаус. А есть космические инструменталы, где фанк, джаз, рок и Лонни Листон Смит в придачу. Имеется чилловый «курительный» вайб (в приоритете) и остро заточенные треки.
Грандиозным Invite The Light не назову, потому как, на мой вкус, с поп-стороной и лоском здесь некоторый перебор, однако почти полуторачасовая экскурсия по очевидным и не очень уголкам модерн-фанка для любого интересующегося музыкой все равно увлекательная.
Когда встречаются две столь значительные величины глубоких исследовательских аудио-горизонтов, интересно по определению. Британское трио King Midas Sound, где главным выступает мастер подземного баса и околодабовых мутаций Кевин Мартин (другой его известный проект - The Bug). Плюс австрийский экспериментатор от мелкодисперсного нойза, эмбиента и смазанного гитарного гула Кристиан Феннеш, или просто Fennesz.
Собственно, King Midas Sound использовали гитарные пассажи, сэмплы, различные фрагменты из архивов Кристиана (с его благословления) для создания мистической и завораживающей саунд-скульптуры. Учитывая историю обеих творческих единиц, можно было ожидать чего-то мутного, нефтяного, шумового, илистого. Вышло же по-другому.
Конечно, даб, бристольский slo-mo-спирит, забирающийся под кожу бас (от King Midas Sound) и эмбиент, дроун-гейз (от Fennesz) - на борту. Только это не вязкая засасывающая субстанция, а зыбкий атмосферный кокон. Не прибивающий шумовой монолит, а ночной воздух и прохлада. Не паранойя и клаустрофобия, а элегия, поэзия сумерек и одиночества, созерцательная меланхолия, сгусток щемящих воспоминаний. Хотя, бывает, могут и надавить, подтолкнуть из тихого летаргического сна в мрачную зону сталкера. Чтобы затем опять вернуть в облачную кому.
Возможно, некоторым поклонникам здесь не хватит тяжести, безумия, авангарда. Но в красоте и колдовском воздействии альбому Editions 1 не откажешь.
Владимир Сиваш