Очередной улов аудио-релизов: Low и Malpas
Август – период отдыха и затишья – не очень щедр на сильные альбомы. Тем не менее обозреватель Афиши bigmir)net продолжает находить стоящие.
Они никогда не стремились в первый эшелон, не были хайпом, просто всегда являлись очень авторитетной командой в современном инди-роке, со своим стилем и почерком. Американцы Low выпускают одиннадцатый лонгплей за более чем 20-летнюю карьеру, где не обязательно держатся того самого стиля.
Считается, что Low среди прочих сформировали жанр слоукор (slowcore) с медленными аскетичными траурными маршами на обглоданных костях альтернативного рока и дум-фолка (в основном). Новый альбом Ones And Sixes в этом плане начинается вполне традиционно для группы. Заторможенный барабанный стук. Экономные гитары, в отдельных фрагментах вдруг укалывающие резким дисторшн-зарубом (и тут же обрывающиеся). Дозированный глубокий бас. Редкий, но меткий электронный звук. Все будто в разреженном пространстве – здесь бросается в уши, так как на данной пластинке почти нет фирменного заупокойного гула, далекого синтезаторного ноя, эмбиентных подкладок, как, скажем, на их сильнейшем опусе Drums And Guns (2007). Не могильный набат, однако скупо и сумрачно – вполне в духе Low. Как обычно особенного оттенка картине добавляют чистые голоса и красивенные запевы Алана Спархока и Мими Паркер (мужа и жены, к слову).
А дальше небо проясняется. Музыка становится звонче, светлей. Середина альбома сдвигается к душевному благозвучному фолку, пасторальному инди/дрим-попу, в паре песен чертчочки нью-вейва возникают. Нет, все это совсем неплохо и мило. Композиции крайне пригожие, мелодичные и приятные. Только вот, слово «мило» не шибко вяжется с творчеством Low.
Слава богу, ближе к финалу Алан и Мими снова берут прежний курс. Грубей, тяжелей, угрюмей. Элементы пост-рока, раскуроченные электрические гитары (некоего даже грязно-блюзового отлива), фолк в режиме «dark». Например, эпичная 10-минутная Landslide чего стоит. После нее даже завершающая пластинку атмосферная колыбельная (по иронии называющаяся DJ) впечатления не портит.
Композиции здесь как узоры мороза-снежинок на зимнем стекле – хрупкая красота, готовая рассыпаться, но пока мигом посылающая в сказку, волшебство, фантазию. Рисунки иногда прихотливые - и всегда чудесные.
Песни английского дуэта Malpas плетут ажурную ткань из фолкового перезвона, верениц мягких электронных звуков ему в тон, сбивчивых ритмов, перебора акустической гитары, пируэтов оркестровых струнных, порхающих вверх-вниз горько-сладких вокализов. По сути, это микс фолктроники и барокко-попа. Витеватовато закрученный внутри, а на выходе звучащий чрезвычайно изящно.
Что касается подачи, настроения, то умилительные грациозные «вальсы» и трогательную романтику сменяет возвышенная меланхолия от поднебесного трувера (голос фронтмена Али Форбса отменно подходит), распевные и одновременно трепетные песни-каскады с некоторой даже болезненной ноткой. И наоборот.
C одной стороны творчество Malpas напоминает классические команды фолктроники из 00-х вроде Tunng, Psapp (бывает, и Mum), однако, как по мне, они все-таки ближе к современным героям вроде американца Son Lux да ирландского сингера-сонграйтера Джеймса Винсента МакМорроу.
Rain, River, Sea – всего лишь дебютный альбом группы из Лондона (корни их в Бирмингеме). Тем не менее удивляться искусной выделке и общей состоятельности материала не стоит. Первую скрипку в Malpas ведет Энди Сэйвоз. Человек, который в качестве продюсера и звукорежиссера работал с Sigur Ros, The Horrors и даже My Bloody Valentine.
Владимир Сиваш