Новый альбом Hot Chip и другие пластинки момента
Рецензии на свежие работы Hail The Ghost, Turzi, Hot Chip.
Любители The National открывайте уши. Ирландский бэнд Hail The Ghost, чей дебютный диск вышел в этом месяце, должен прийтись вам по душе. Очень близко к «вдохновенной мужской меланхолии» Мэтта Бернингера и компании. В хорошем смысле.
Hail The Ghost в прошлом году основал 35-летний актер из Дублина Киран О'Райли. Он и раньше пробовал себя в музыке, но, похоже, именно сейчас у Кирана все получится. Лонгплей Forsaken - десяток проникновенных композиций, душеспасительных ноктюрнов под стакан виски о небритую щеку, усталых гимнов грустных романтиков.
Музыка из огромных холлов с естественной реверберацией вырывается на открытые пространства с воздухом, свежестью и бесконечными сумерками. Гитары там уходят в эхо, а фортепианные элегии, духовые и оркестровки, наоборот, заполняют горизонт. Впрочем, центр, суть и эмоциональное ребро этого пасмурного барокко-рока – баритон Кирана О'Райли.
Минор. Дождь. Та самая тоска, за которой легкость и свет.
Очередной альбом французский продюсер Ромен Тюрзи (третий под вывеской Turzi, но четвертый, если считать пластинку проекта Turzi Electronique Experience) сообразил будто саундтрек к эпичному кино из 70-х. Какому-то мощному хоррор-триллеру.
Если раньше его музыка представляла собой плотные струи, заточенные в себе энергетические сгустки, то теперь все вырвалось наружу, разлилось, пошло вширь и взмылось вверх. Ударение сместилось от краут-рока к масштабным психоделическим полотнам. Вместо интенсивных пульсаций – развернутый прог-рок, синематографические панорамы с органами, струнными, женским сопрано-вокалом, размахом и прописанной драматургией.
Иногда клокот и напор возвращаются бурливым эйсид-роком и даже конвульсивными фанк-рок-джемами. Но это тоже словно вписывается в сценарий – для особо напряженных моментов киносаги. А потом снова откат и неспешное нагнетание - темный спейс-поп или тревожные пьесы, стилизованные под озвучку итальянских джалло-фильмов.
Самый эклектичный претенциозный и даже спорный лонгплей Ромена Тюрзи. Однако, на мой взгляд, свою высокую планку он все-таки держит.
В начале десятилетия у парней наблюдался небольшой сдвиг в танцевальную сторону: хаус-ривайвл конца нулевых повлиял не только на сайд-проекты участников (вроде The 2 Bears), но проявился и в некоторых песнях альбомов One Life Stand (2010), In Our Heads (2012) самих Hot Chip, из своей спальни интровертов-мечтателей они все больше выбирались на дискотеки.
Похоже, данный период остался позади. Шестой студийник Why Make Sense? - домашний, меланхоличный, расслабленный. Поначалу мне показалось, что даже черезчур. То есть, вялый и пассивный. Однако последующие прослушивания и особенно темы во второй части пластинки все-таки постепенно сняли с повестки вопрос разочарования.
Не то чтобы Hot Chip отказались полностью от тех же хаус-черточек (минимум в трех композициях прорываются) и, тем более, от фирменного пластичного электро-попа. Просто темп размеренный, любые выступы в саунде сглажены и залиты теплым воском, почти убраны игривые моменты в пользу эскапистских поп-ноктюрнов с ненавязчивым пульсом, атмосферой, задумчивостью. Алексис Тейлор сотоварищи тянут в ночь, где не pre-party и уж точно не party, а побег в щемящие воспоминания явно в стороне от огней развлекательных заведений.
Это ощущение/настроение доминирует и покрывает любые звуко-стилистические приемы, будь то упомянутые хаус-реминисценции (под начало 90-х), замедленное диско, легкие фанковые крючки в поле мягкого электро-попа, вдруг возникающий на десяток секунд рэп, подпевки соул-див, изящные барокко-разводы или даже заход в спейс-прог на финальной композиции Why Make Sense?. Давшей название всему альбому.
Владимир Сиваш