Новая музыка февраля: Tigran Hamasyan и The Soft Moon
Джаз-не-джаз от армянского таланта и темные индустриальные гимны калифорнийского эскаписта.
В мире джаза пианиста Тиграна Амасяна почитают уже лет десять. Когда-то он считался одним из перспективнейших джазовых вундеркиндов на планете (еще тинэйджером повыигрывал тьму профильных конкурсов в разных странах), потом его хвалили светоч Херби Хэнкок и авторитетный Брэд Мелдау, а пластинки печатал джазовый рекорд-гигант Verve.
Впрочем, сама музыка, стиль и подход Тиграна всегда имели предпосылки к выходу на куда более обширный поп-рынок (ну, условно «поп»). Уже в нынешней декаде Амасян стал все ближе подступать к данным территориям: парень в отличие от большинства коллег из своей сферы снимает видеоклипы, его предыдущий диск Shadow Theater (2013), элегантно отточенный электроникой и заправленный доступными мелодиями, заметили многие из не джазовых кругов, а свежий Mockroot показательно издает лейбл Nonesuch, который часто есть мостиком от академических или джаз-берегов к поп/рок-стороне.
Дело, собственно, в том, что 27-летний армянин (родился в Гюмри, определенное время жил в Ереване), ныне в основном базирующийся в Америке, эффектно и уникально сочетает сразу несколько жанров.
Главный фокус в миксе джаза и армянского фолка. Диффузия, например, пост-бопа и аутентичных мотивов. Или элегических клавишных этюдов с характерными песнопениями. Не то чтобы взаимопроникновение джаза и world music было чем-то неслыханным, однако конкретно закавказские флюиды привносят какой-то особенный оттенок, шарм, щемящую нотку.
Это не все. Тигран явно любит рок. Местами темы клонятся к джаз-року, а то и вовсе прог-року. Амасян использует электронику – эффекты, лупы (правда, здесь меньше, чем на Shadow Theater). Случается, проскакивают приемы, напоминающие техники Стивена Райха.
Самое важное. Композиции, как ясно из описания, изобретательно устроены, но они удивительно легки для восприятия – будь то страстные быстрые номера или негромкие меланхоличные пьесы. И еще в них чувствуется современный молодой человек, а не архаичный зануда.
Изоляция в чужой стране, где не с кем поделиться переживаниями. Одиночество и кошмары. Уязвимость и страх. Все очень хорошо подходит для творческого вектора Луиса Васкеса и его проекта The Soft Moon. Удивительно только, что за подобными ощущениями Луис поехал из родного Окленда в Венецию (здесь создавался лонгплей). Чувствовать себя «погребенным» в бурливой Венеции – это нужно уметь. То есть, дело не в окружении: все черные лабиринты – они в голове у Васкеса. И на третьем диске Deeper человек опять самозабвенно в них путается, рефлексией обрушивая на слушателя мрачные нигилистские номера.
Стремительный механический ритм-стрекот и стальные марши. Вырывающиеся словно из-под пресса «ржавые» шумы, скрежет и гитары. Дребезжащие синтезаторные линии. Песни, будто выпушенные из ада промышленного химического комбината. Вернее они оттуда только доносятся – паранойя зашита в бесконечную спираль.
После нескольких перегруженных витков, интенсивных припадков музыка вдруг сбрасывает вес и какое-то время свободно падает – Васкес упивается инфернальной романтикой, не сражается с демонами, а вальсирует с призраками (композиции типа Waiting и Try). Deeper. Глубже.
Данный альбом привносит больше индастриал/EBM-элементов в темную палитру The Soft Moon, где основными есть готический пост-панк, нойзовый синт-панк, дарк-вейв.
Венецианский карнавал по Луису Васкесу – мистическое ночное действо, на масках нарисованы человеческие фобии, и кукловод запрещает их снимать.
Владимир Сиваш