Новые альбомы – финальная осенняя порция
Экзотика, психоделия, космос. Музыка для трипа и грез.
Gala Drop ‘II’ (Golf Channel)
За шесть лет с момента выхода премьерного диска португальская команда Gala Drop внесла мало изменений в свой стилистический арсенал, зато смешивает ингредиенты и подает общее блюдо явно по-другому.
У ребят из Лиссабона по-прежнему в фаворе кингстонский даб с расползающимися вглубь и вширь ямами, пространственным лунатическим дрейфом. Моторический немецкий краут-рок. Западноафриканский трайбл. Но, во-первых, сведены они как-то более ловко, гладко. Во-вторых, меньше безумных астральных отзвуков и шумов. Если в 2008-м саунд был маревым, партии как бы разносили по противоположным углам, а между ними заливали вязкий туман, грув непросто вылавливался из постоянно мутирующей биомассы, то вторая пластинка демонстрирует разборчивые очертания и органичные сочетания.
Это уже не воспринимается как экспериментальный отвар и шаманский ритуал - скорее похоже на здоровский психоделический поп с этноделическим уклоном. Более того, наиболее мягкие и расслабленные композиции оказываются почти на территории балеарики.
Еще один новый момент. Даб/афро-вязь интересно прошивают цепкие фанковые крюки - в записи участвовал ветеран Джеральд Джеймс, известный как Jerry The Cat и работавший с корифеями фанка Parliament/Funkadelic (а позже, кстати, с техно/хаус-продюсерами Дериком Мэем, Тео Пэрришем).
Gala Drop стали чуть ясней и понятней. Дай бог, прибавится популярности. Тогда как меломаны-диггеры все равно никуда не пропадут из их сферы влияния.
Ключевой участник важной американской группы Animal Collective Ноа Леннокс, aka Panda Bear, нынче тоже проживает в Лиссабоне. К слову, дружит с упомянутыми выше в обзоре Gala Drop – они несколько лет назад выступали у Леннокса на разогреве. То есть, области артистов где-то пересекаются. А именно - в точке изощренной поп-психоделии. Panda Bear тут один из главнейших мастеров современности. Его песни витиеваты, переливчаты. Извиваются причудливыми мозаиками – но не прямо пред очи, а словно на некотором удалении. Манящий блеск внутри сновидения.
Пасторали и красивости, чуть ли не как у The Beach Boys, утапливаются в водянистую звуковую текстуру, излучающую тепло и эйфорию. Дрим-поповые идиллические напевы множеством эффектов закручиваются в сюрреалистические вереницы.
Спейс-электроника расплывается гуашью гипертрофированных мультипликационных цветов, чтобы позже потерять фокус за лиловыми стенками большого сказочного аквариума. Ритмы и брейки отзываются мэдчестерским эйсид-роком и baggy-вайбом – да только будто их «прибили» замедляющими таблетками.
Вроде бы совсем не трезвая и перманентно странная музыка. Однако чрезвычайно приятная и просветляющая.
Panda Bear Meets The Grim Reaper – пятая соло-пластинка Ноа Леннокса, официально выходит она уже в начале 2015-го.
Радиофонические шумы, зернистый дроун, смутная электроника в клаустрофобических капсулах, много блуждающего повсюду эха и напряженные монотонной мышечной работой ритмы. Плюс отстраненный, усланный на гулкий чердак женский вокал в качестве призрака или сигнала эзотерических плоскостей.
В зависимости от акцентов в описанной цепочке дебютный лонгплей трио с юга Лондона Virginia Wing звучит то как иллюзорный вояж сквозь полузабытье, то словно натянутая мембрана, транслирующая тревогу и беспокойство в мрачноватой дистопической зоне.
Соответственно песни балансируют между галлюциногенным дрим-роком, kosmische, нойз-попом и, конечно, краутом. Иногда подбираются к матовым пост-панк-ноктюрнам (например, тема Meshes).
Неминуемы сопоставления c Broadcast, Stereolab, Electrelane. Но это, самой собой, лестные для Virginia Wing сравнения.
Владимир Сиваш