Обойма новых классных альбомов в плеер
Джаз, блюз, психоделия или кровоточащие баллады. Жестко и воздушно, стремительно и протяжно. Музыка на разный вкус в очередном блиц-обзоре.

Flying Lotus ‘You're Dead!’ (Warp)
Аллюзии на джаз, подспудные линии и ранее нередко проявлялись в его музыке. Но теперь не аллюзии или фрагменты: процентов на шестьдесят новый диск – это и есть джаз. Стивен Эллисон, aka Flying Lotus, глыба интеллектуального хип-хопа и смежных авант-жанров, из которых он варит галлюциногенный кисель разной степени вязкости, после растянутого, «курительного» Until The Quiet Comes (2012) бросает себя в воронку, сюрреалистический межзвездный коловорот (некоторым образом он там уже бывал, вспомним сильнейший альбом Cosmogramma).
На первых порах беспощадная скорострельная фьюче-джазовая болтанка сбивает с ног. Кипучие астральные блики и алогичные рейды по мотивам внеземного шамана Сан Ра. Осколочные саксофоны, молниеносные клавишные (Херби Хэнкок в помощниках!). Барабанные дроби шрапнелью или кручеными спиралями, где один виток трясет фри-джазом, другой – футворком, третий – каким-нибудь брейккором (вот здесь, кстати, походит на давние эксперименты с джазом IDM-виртуоза Squarepusher’а). Интересно, что такими бурливыми и отчасти даже игривыми красками Flying Lotus раскрывает свое видение пути человека после смерти (смотри название лонгплея). Мол, в загробном мире, в космосе не тьма и статика, а фонтанирующие трансформации.
Полностью Стивен все-таки не отказывается от привычных штук, от хопа – есть жесткие рефлексивные болванки с нервическими глитч-ритмами, рудиментарные следы кранка и wonky. Есть дымный даунбит на плавучих басах, растекающихся маслом синт-подложках. Только ощущение джазовой перспективы всего материала остается. И также продолжается курс концептуальной галактической/внутримозговой одиссеи, ведущей в яркие психоделические разрезы.

Иногда они звучат сыро и жестко, чаще – музыка зыбкая и хрупкая. Но всегда в ней есть напряжение, нерв. Мощный голос Джессики Ларраби резонирует как с беснующимся драм-гитарным клокотом, так и пробегает кинжальным холодом сквозь атмосферные колыбельные.
Американский дуэт She Keeps Bees представляет минималистично оформленные проникающие композиции, что отправляют нуар-фолк к шероховатому блюзу/блюз-року, сумеречные вальсы и «морфийные» trippy-телеги - к грубым кричащим джемам. Зависают между современным инди и ретро-трафаретами закопченных рок-баров 60-70-х (где и блюз, и гараж-рок, и психоделия).
У She Keeps Bees мало выразительных средств – деликатные переборы под мистический гул, и, наоборот, крепкие грязные риффы под костяной стук, редкие фортепиано, органы и духовые, плюс, конечно, страстный вокал - их-то всего пара человек в бэнде. Однако сообщают они достаточно и доставляют переживаний пропасть.

Посмелел. Совсем недавно Майк Адреас из Сиэтла, он же Perfume Genius, только-только пробивался из нишевого андеграунда. Прошлую решительно прекрасную пластинку Put Your Back N 2 It (2012) заметили далеко за пределами гей-сообщества – это как с Энтони Хегарти (или Джейми Макдермоттом): я буду закрывать глаза на его гендерные предпочтения, пока человек делает столь ошеломительную музыку.
Адреас создает не менее пронзительные, отчаянные композиции, чем Хегарти. Даже сильнее провоцирует, эпатирует, но и степень драматизма соответствующая. Порок и беззащитность, вызов и исповедь на грани плача посредством хрупких torch-songs.
Теперь, правда, трепетные фортепианные ноктюрны Perfume Genius разбавляет композициями сложней аранжированными и даже в некоторой степени жесткими. Болезненный фальцет ложится не лишь на минималистскую клавишную капель, а и получает поддержку электрогитар, акцентированных барабанов, приличную дозу электронных звуков (в записи лонгплея участвовали Эдриан Атли из Portishead и частый коллаборатор PJ Harvey Джон Пэриш). Взволновано запевает госпел-хор, гудят индастриал-роком какие-то машины. Однако недолго – скоро Майк Адреас возвращается к знакомым балладам бесконечного трагизма, греха и покаяния.
То есть, третий опус Too Bright, с одной стороны, сохранил чувственного аутсайдера (в хорошем смысле), с другой продемонстрировал новые звуко-стилистические возможности, открыл зрелого артиста.

Чуть более чем через два года после диска Silencio Летисия Садье, фронтвумен преотличных Stereolab, выпускает новый сольный альбом. Если когда-то на личных записях, в том числе в рамках проекта Monade, она пыталась как-то отойти от линии главного бэнда, то в последние годы Садье делает просто «облегченный Stereolab». Без абстрактных заворотов и звуковых изощрений Тима Гейна, но, по сути, весьма близко.
Воздушно-отсутствующий, малахольно-гипнотический арт-поп, где краут сосуществует с синематографичным изи-лиснином, босса-нова переходит в сюрреалистичные вальсы и далее по списку. Спейс-эффекты, повторяющиеся лупы из чудной электронной шарманки под зефирной акустической гитарой, оркестровки, духовые. Голос Летисии парит где-то сбоку, а в текстах (на английском и французском) политически-социальная проблематика вместо радостей жизни.

С какой стороны ни подойди к музыке квартета из Ноттингема The Soundcarriers, главным тэгом для ее обозначения будет «психоделия». Хрестоматийная, показательный образец. Дурманящая, но точно не тяжелая. Вязкая «плавленая» текстурно и тут же драйвовая ритмически.
Тем не менее любая грань будет выпирать своим стилистическим бугорком – The Soundcarriers умещают десятки лоскутов и влияний в песни. Галлюциногенный west-coast-pop (тающий пластилином под палящим солнцем Калифорнии 60-х), мозаичный экзотический фолк, бразильская тропикалия, немецкий моторический краут-рок, ретрофутуристические sci-fi-эффекты для примитивных фантастических фильмов старого BBC, «смытый» джазовый фьюжн, эйсид-рок-фантасмагории.
Органы, флейты, струнные. Гитары, барабаны, старинная аналоговая электроника, выдвинутые вперед басы. И вроде бы комплексно, сложно закручено, а на выходе - эйфория вместо давления на оба полушария.
Владимир Сиваш
Комментарии
Для добавления комментариев вам нужно авторизоваться
Нет комментариев..
Вы можете добавить первый комментарий..