Восемь особенно важных альбомов февраля. Часть 2

Обратить внимание, скачать (купить), слушать.

Восемь особенно важных альбомов февраля. Часть 2

Apparat ‘Krieg Und Frieden’ (Mute)
Ожидать от новой пластинки кудрявого светоча Саши Ринга (он же Apparat) – саундтрека к театральной постановке немецкого режиссера  Себастьяна Гартмана по эпическому произведению Льва Толстого «Война и Мир» - его давнопрошедших электронных разработок было бы странно. Пусть даже речь идет о современном театре и, как обещают, смелой интерпретации.  Дело в том, что уход берлинского продюсера от его некогда фирменных синтетических звуко-ритмических трафаретов в сфере пост-IDM и bleeps-n-bloops наблюдается довольно давно. Постепенно чувственная мелодико-гармоническая драма Саши стала избавляться от хитроумных сплетений битов и эффектов.  Кому-то это может не нравиться – но, похоже, Ринг просто перестал нуждаться в подобных выразительных средствах. Не исключено, что Apparat к ним вернется, только не сейчас – не с оркестром в 30 голов и сценарием по Толстому на руках.
Здесь, вообще-то, есть две-три темы с блип-хоп-прошивкой, но роли они не играют. В первой части диска преобладает панорамный эмбиент, перерастающий в напряженный дроун. После экватора акцент плавно смещается к неоклассике, киномузыке по Майклу Найману и… симфо-пост-року -  да, чуть ли не по Sigur Ros (причем они сами так давно не делали).  Фортепиано, струнные, духовые – электроники минимум (вокала тоже). И если начало еще можно назвать типично киношной «фоновой» подготовкой (хотя и весьма интересной для аудио-диггера), то вторая половина выносит на гребень знаменитой Сашиной torch-меланхолии – одновременно болезненной и духоподъемной,  эмоционального опьянения, безотчетного аффекта.


Восемь особенно важных альбомов февраля. Часть 2
Восемь особенно важных альбомов февраля. Часть 2
Suuns ‘Images Du Futur’ (Secretly Canadian)
Еще с первым лонгплеем Zeroes QC квартет из Монреаля Suuns следовало занести в реестр наиболее классных рок-групп современности. Но, по сути, их отметили лишь отдельные критики. Выходящий на днях второй альбом Images Du Futur должен исправить ситуацию. Хотя бы немного. Сходу не получится. Что логично. Просто музыка Suuns совсем-совсем не сразу берет в оборот. Она неяркая, как бы «прибитая» чем-то к поверхности, тягучие мелодии не призваны цеплять. Однако это очень интересная музыка.  И постепенно она затягивает, магнетизирует.
Минималистичный ритм, моторический бас, странные, психтропные синтезаторные звуки, пикирующий гитарный дроун и «зашибленные» шумы не то с каких поломанных транзисторов, не то лабораторных осцилляторов. Плюс тусклый зомби-вокал. Саунд подчеркнуто выхолощенный, опустошенный.  Но в нем есть напряжение.  Фрустрация, паранойя, психо-дрейф по мозговым туннелям. Но и гипноз. 
Мерклый пост-панк, краут, скупой нойз-рок – альбом  Images Du Futur не стремится на передовую, скрывается в тени. Чтобы меломану было на что опереться после бесполезных поп-вспышек.

Восемь особенно важных альбомов февраля. Часть 2
Восемь особенно важных альбомов февраля. Часть 2
Atoms For Peace ‘Amok’ (XL)
Одна половина Тома Йорка уже давно отдана не року, а авант-электронике. Когда-то это было нечто, напоминающее IDM, про-Warp-овское - мигающая и дающая сбои матрица. Последние годы Том серьезно подсел на калифорнийский глитч-хоп, британскую bass-music, абстракции из бесконечных вериниц лупов. В большей или меньшей степени данные увлечения проявились на одной из самых обсуждаемых еще до релиза пластинок сезона Amok супергуппы Тома Atoms For Peace. Мы помним, на старте команда значилась лишь лайв-составом для концертной поддержки сольника Йорка The Eraser. Потом Том перевел феерический лайн-ап – продюсер-глыба Найджел Годрич, басист Red Hot Chili Peppers Фли, барабанщик Джоуи Варонкер (стучавший для Бека, R.E.M.  и многих прочих), перкуссионист Мауро Рефоско (сотрудничал с Дэвидом Бирном, Брайаном Ино) – в студйиный режим.    
То есть, что получаем? В основе – все-таки сольная разработка Йорка. С некоторым вкладом «серьезных людей».  Профилирующая канва – те самые лупы, биты от Тома, вылившиеся из обозначенных в первом абзаце пристрастий, дружбы с Four Tet, Flying Lotus, ди-джей сетов с ту-степом, отрывистым хопом, дергаными алгебраическими петлями.  Но дальше подключаются Найджел, Фли и компания. Все вместе парни натурально «джемовали» поверх предзаписанных лупов Йорка несколько дней.  Отчего картина размылась, сгладилась, перемешалась.  Годрич заявил, что они не хотели четкости, не хотели видимой границы между синтетическим и акустическим, электронным саундом и живыми инструментами. Желали получить flow – поток.  Собственно, весь Amok и звучит как поток со сложной лихорадочной текстурой внутри, но плавной, гибкой фактурой снаружи. Как продолжительная мантра. Трансогенные, завораживающие напевы-приговоры под инфинитивные бликающие ритмические спирали с блуждающим меж изгибами биотехническим материалом и внешней разреженной атмосферой – все вместе дает психо-седативный эффект.          
Продукт – стоящий, конечно. Хотя и предвиденный, учитывая текущую парадигму Йорка, The Eraser, да и работы поздних Radiohead.  Причем,  на Амок некогда интуитивные опыты Тома кажутся завершенными, доведенными до логического конца и нужной формы. Интересно, какой будет следующая запись? Запись уже Radiohead – ведь летом Йорк возвращается в студию со своей родной и главной группой.     


Восемь особенно важных альбомов февраля. Часть 2
Восемь особенно важных альбомов февраля. Часть 2
Jamie Lidell ‘Jamie Lidell’ (Warp)
Каждый новый диск английского стиляги Джейми Лиделла приносит некоторые изменения. Прорывной Multiply (2005) завязывал соул-фанк с головоломной электроникой (все-таки Джейми вышел из мира последней), следующий Jim (2008) оказался попроще, легче,  а прошлый Compass (2010), спродюсированный Беком и Крисом Тейлором из Grizzly Bear, поддал гитарной жесткости, блюз-роковой «гари», даже некоторой развинченности и грязи. 
Новый альбом снова более электронный. Нет, конечно, речь не об осколках и матугенных ДНК-ветках, как на Multiply, но звук какой-то «кислотный», зачастую синтетический.  Теперь это эдакий «флуоресцентный», ярко электрический соул-фанк. Но, как и раньше (на Compass), - песни тугие, крепкие, клейкие, взвинченные. Каучуковые басы, хлесткие биты. Все пропитано потом, сексом, вызовом. 
Да, фанк, соул-фанк и в меньшей степени препарированный ритм-н-блюз (пара тем удивительным образом похожа на свежие композиции Autre Ne Veut!) – главные составляющие. Как всегда. На сей раз Лиделл с ними, правда, не в 70-х, а в 80-х с пестрыми шмотками,  ретрофутуристическими бластерами-игрушками и, главное, провокационным Принсом. С ним сравнения просто неминуемы. По-хорошему.  Принс, канадский дуэт Chromeo и сам Джейми – терпкий коктейль, в голову и ниже бьющий моментально.

Владимир Сиваш
 


Теги:

Статьи по теме


Мы в соцсетях

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK